Написана в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте. Ленинградская симфония Шостаковича

В блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года прозвучала Седьмая симфонии Дмитрия Шостаковича. С тех пор она получила название – Ленинградская симфония. Ее исполнение в Большом зале филармонии транслировалось по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Музыку слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Говорят, что тогда фашисты поняли, что этот город и народ им не победить.

Написана в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте. Ленинградская симфония Шостаковича | Фото: Fotothek_df_roe-neg / CC BY-SA 3.0 de

Фото: Fotothek_df_roe-neg / CC BY-SA 3.0 de

Наброски первой части симфонии Дмитрием Шостаковичем была написаны еще до войны. Это были вариации на неизменную тему в форме пассакальи, по замыслу сходные с известным произведением Мориса Равеля «Болеро». Простая тема, развиваясь на фоне мерного стука малого барабана, в конце концов, вырастала в символ жестокого подавления. Шостакович сочинение не опубликовал, и публично оно не исполнялось.

В сентябре 1941 года Дмитрий Дмитриевич еще оставался в осажденном уже Ленинграде и работал, причем очень плодотворно. Первые три части симфонии он написал в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте. Как отмечал композитор в одном из интервью, он никогда не работал так быстро. Первую часть произведения Шостакович закончил 3 сентября, вторую – 17 сентября, третью - 29 сентября 1941 года. 1 октября композитор вместе с семьей был эвакуирован из Ленинграда и отправился в Куйбышев, где 27 декабря 1941 года работа была закончена.

Премьера произведения прошла 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра. Седьмая симфония была впервые исполнена в Куйбышевском театре оперы и балета оркестром ГАБТ СССР под управлением дирижера Самуила Самосуда. 29 марта симфонию слушали уже в Москве. Чуть позже ее исполнил оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского, находившийся в то время в эвакуации в Новосибирске.

Ленинградская премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича была намечена на 9 августа 1942 года. Неслучайно. Именно к этому дню фашисты были намерены захватить город. Были распечатаны даже пригласительные билеты для высших чинов на банкет в ресторане гостиницы «Астория» - на 9 августа 1942 года. Однако немцам удалось послушать только музыку, причем в окопах, а не в ресторане.

Произведение было исполнено оркестром Ленинградского радиокомитета, дирижировал Карл Элиасберг. Организовать концерт было делом непростым. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были свернуты еще в декабре 1941 года. Когда в марте 1942-го они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. В мае самолет специальным рейсом доставил в осажденный город партитуру симфонии. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать некоторых оркестрантов из военных частей.
Исполнению придавалось исключительное значение. В день концерта перед артиллерией фронтовых частей была поставлена задача - подавить огневые точки фашистов. Несмотря на угрозу бомбежек, в филармонии были зажжены все люстры. Зал полон, публика была самой разной: моряки и пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, а также завсегдатаи филармонии.

Произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время, — веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.

В 1985 году на стене филармонии установлена мемориальная доска с текстом: «Здесь, в Большом зале Ленинградской филармонии, 9 августа 1942 года оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением дирижера К. И. Элиасберга исполнил Седьмую (Ленинградскую) симфонию Д. Д. Шостаковича».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».


#история #блокада #музыка #Шостакович

Комментарии