Надвратное венчание

Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных современной жизни Александро-Невской лавры. «Форпостом», словно бы отсекающим обитель от суеты города, служит надвратная церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Она первой встречает и прихожан, и гостей лавры. И это первый храм, переданный лавре с момента ее восстановления как монастыря в 1996 году. О том, как происходило возрождение надвратной церкви, рассказывает помощник игумена Александро-Невской лавры по реставрации и сохранению культурного наследия Алексей ОДИНЦОВ.

Надвратное венчание | В 1930-х годах тут находился районный совет Осоавиахима. <br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В 1930-х годах тут находился районный совет Осоавиахима.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Помещения надвратной церкви, построенной в 1780-х годах по проекту архитектора Ивана Старова, долгие годы занимали дирекция и архив музея городской скульптуры. После передачи епархии надвратная церковь первое время не функционировала: у монастыря не было достаточных средств для ее реставрации. Поэтому здесь находилась лаврская реставрационная багетно-киотная мастерская.

На первом этапе реставрации нам потребовалось избавиться от всех перекрытий и перегородок, сделанных в здании в советское время. Затем необходимо было решить, на какой период восстанавливать храм. Ведь надвратная церковь еще до революции претерпела несколько перестроек. Например, в 1904 году здесь указом Синода был открыт первый вне пределов Лифляндии латышский православный приход, просуществовавший до 1918 года. И в процессе приспособления церкви изначальная настенная живопись была утрачена.

Когда мы разбирали перегородки и перекрытия, обнаружили живопись только на куполе церкви, а также растительный орнамент, окружающий купол. Были выявлены частично сохранившиеся орнаменты на карнизном пояске. Вся эта роспись, как мы предполагаем, относится к началу ХХ века, поскольку в ней есть некая «модерновая напряженность», которая ни в коей мере не могла присутствовать в изначальном орнаменте старовского периода.

Отталкиваясь от сохранившихся фрагментов, мы разработали орнаментальную живопись, которую сейчас и можно увидеть. Ее выполнила лаврская мастерская Иоанна Дамаскина под руководством Дмитрия Геннадьевича Мироненко. Она же исполнила образы евангелистов. Кстати, в ходе реставрации мы заменили шестиконечные звезды на куполе, которые там были изначально, на восьмиконечные. В принципе это нигде не регламентируется канонически, но все-таки современным прихожанам были бы «искусительны» символы, которые они никак не связывают с православной верой.

Особый сюжет восстановления надвратной церкви - конструкция перекрытия над аркой. Дело в том, что храм строился тогда, когда он еще никак не мог испытывать такого уровня вибрационных нагрузок, как теперь. Прямо под лаврой проходит линия метрополитена, кроме того, под окнами надвратной церкви паркуются туристические автобусы. Да и прохождение любого крупнотоннажного судна по Неве регистрируется нашими датчиками вибрации, установленными на памятниках...

Чтобы минимизировать эти угрожающие моменты, конструктивно перекрытие выполнено, говоря языком специалистов, как наливная облегченная плита с разгрузочными узлами. Сверху настелили травертиновое покрытие. Мы выбрали этот материал как промежуточный между известняком и мрамором. Травертин - достаточно нетрадиционный камень, в то же время подходящий по всем параметрам - и по износостойкости, и эстетически. Все-таки мрамор в условиях нашего климата быстро разрушается, а сделать известняковые полы «как прежде» тоже не представлялось возможным, поскольку нынешние карьеры, где добывается известняк, не обладают прежним качеством камня. Да и технология его добычи не та...

Таким образом, восстанавливая надвратную церковь, мы не пытались сделать «как было». Учитывая, что она является не музеем, а действующим храмом, мы ориентировались прежде всего на выполнение им своей основной богослужебной функции. Поэтому сохранили все, что можно, не нарушая предметов охраны. А то, что уже было утрачено в советский период, выполнили, учитывая текущие нужды монастыря.

В том числе, например, цвет стен. Его выбрали исходя из того, что сей храм будет в первую очередь венчальным. По уставу, в монастыре это таинство вообще не допускается, но надвратная церковь находится за пределами монастырского каре. А раз она территориально вынесена за пределы лавры, венчание в ней разрешено.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 030 (5892) от 17.02.2017.


Комментарии