Над главным входом — майский жук. 30 лет назад в Петербурге появился музей истории школы Карла Мая

Ныне Музей истории школы Карла Мая, расположенный на 14‑й линии Васильевского острова, 39, является филиалом Государственного музея-института семьи Рерихов. А начиналось все с маленькой экспозиции, открывшейся 12 мая 1995 года. И все эти годы во главе музея — его основатель и бессменный руководитель Никита Владимирович БЛАГОВО, с которым мы сегодня беседуем.

Над главным входом — майский жук. 30 лет назад в Петербурге появился музей истории школы Карла Мая | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

— Никита Владимирович, как вам удалось создать и сохранить музей?

Благово_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА


— Иногда я говорю: это все благодаря замечательному педагогу Карлу Ивановичу Маю, благодаря его духу добра и любви. А если серьезно, то музей появился в достаточной степени спонтанно. Когда в конце 1980‑х годов Дмитрий Сергеевич Лихачев вдохновил меня на изучение истории школы Карла Мая и создание первой книги о ней, о музее у меня и мыслей не было.

Но затем книга попала в руки директора Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН Рафаэля Мидхатовича Юсупова. По его словам, он прочел ее буквально залпом и был искренне изумлен, что школа Мая когда‑то находилась в том самом доме на 14‑й линии, где находится вверенный ему институт. И тотчас решил, что надо рассказывать людям об истории этого уникального учебного заведения.

И ведь действительно есть чему удивляться. Школа Карла Мая и ее преемница (появившаяся на ее базе советская школа) включены в «Книгу рекордов России» как учебное заведение, в котором получило образование беспрецедентное количество будущих выдающихся деятелей науки и культуры. Среди ее выпускников — художники Александр Бенуа и Николай Рерих, писатель Лев Успенский… Сорок два человека были удостоены академических званий, в том числе Дмитрий Лихачев и Алексей Заварзин.

«Я вам выделю помещение в институте, делайте музей, — сказал мне Рафаэль Мидхатович. — Буду помогать». И он действительно помогал нам все годы своей жизни. На любые просьбы реагировал практически мгновенно.

Иногда коллеги недоуменно спрашивали его: мол, зачем вы в здании своего института создали музей какой‑то школы, помещение выделили, с какой стати? Он, улыбаясь, всегда отвечал: «Я не мог не поддержать создание музея, потому что в этих стенах живет «майский дух». Он проник и в меня». Для Рафаэля Мидхатовича этот музей был важной отличительной чертой института. Когда приезжали именитые гости, он непременно вел их сюда…

Школа Мая2_Г.jpg
Подлинная одноместная школьная парта конца XIX века, подобные можно увидеть на снимках классов школы Карла Мая. Особенность ее в том, что благодаря специальным металлическим стержням высота стола регулируется в соответствии с ростом ученика./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА


— Давайте уточним: школа Карла Мая открылась ведь совсем в другом здании, на 1‑й линии ­Васильевского острова?

— Да, вы правы. Наш музей рассказывает об истории учебного заведения с момента его основания в 1856 году. В дом же на 14‑й линии школа переехала в 1910‑м. После революции на базе школы Карла Мая была создана единая советская трудовая школа, в ней до 1929 года работали «майские» педагоги, они считали себя продолжателями прежних традиций.

Перед войной в этих стенах разместилась 6‑я артиллерийская спецшкола, которая была эвакуирована отсюда в первую блокадную зиму. Ее истории мы тоже уделяем весьма значительное внимание в нашей экспозиции. Один из тех, кто в ней учился, генерал Виктор Рожков, участник Парада Победы в Москве в 1945‑м, в своих воспоминаниях отмечал: воспитанники спецшколы знали, что учатся в стенах школы Карла Мая.

В 1956 году в Музее истории города была организована встреча ее выпускников — в связи со столетием со дня основания школы. В стенограмме зафиксирована возмущенная реплика одного из участников примерно такого содержания: вот, мол, слушаю выступления учеников «царского времени», которые с таким вдохновением, с таким теплом вспоминают свою школу. Что же такое получается: царская школа была лучше советской? Да этого просто не может быть!..

Забегая вперед, однажды к нам в музей пришла немолодая посетительница, рассказала: «Мой отец, Александр Ильин, учился здесь в первом классе в 1917 году. Потом семья эмигрировала из России. Отец завещал мне: если когда‑нибудь окажешься на берегах Невы, обязательно разыщи дом, где была школа, и даже если тебя туда не пус­тят, в знак благодарности хотя бы прислони ладонь к стенам. Хотя он учился здесь всего один год, в первом классе, школа запомнилась ему как место, где было тепло, уютно и интересно, где его и товарищей любили».

Я тогда подумал: какую же атмо­сферу удалось создать педагогам, чтобы спустя многие годы бывшие ученики испытывали такой пиетет к альма-матер…

В 1970‑х годах учебное заведение выехало из дома на 14‑й линии, теперь школа-преемник находится по другому адресу, на 13‑й линии Васильевского острова. Несколько лет здание пустовало, пока в него не въехал Институт информатики и автоматизации РАН. В пылу переездов многие исторические предметы, увы, были утрачены, но часть реликвий все‑таки уцелела. В том числе подлинные шкафы школы Карла Мая, которые впоследствии стали экспонатами нашего музея.

Школа Мая4_Г.jpg
Школа Карла Мая — еще и «гнездо искусств». Подсчитано, что как минимум 67 воспитанников этого учебного заведения проявили способности к живописи и ваянию. В их числе — Александр Бенуа, Николай Рерих, Валентин Серов, Константин Сомов./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА


— А как вообще музей формировал свою экспозицию?

— 99 % экспонатов, которые видит посетитель музея, подарены бывшими учениками школы и их потомками. И дарители, и посетители узнавали про нас главным образом посредством «сарафанного радио». И к нашему радостному удивлению, поток людей за прошедшие тридцать лет не ослабевает, а только растет. Если вы сегодня попробуете записаться к нам экскурсию, вам ответят: ближайшее свободное время — через месяц. И это лишний раз говорит о том, насколько музей посещаем и востребован.

Да, мы прекрасно понимаем скромность наших масштабов, но замечу, что в прошлом году мы провели 253 экскурсии, в них участ­вовали около двух тысяч человек. Наши посетители — самых разных занятий и возрастов. Всего за тридцать лет существования нашего музея в нем побывали гости из 171 города из 31 страны.

При этом прошу учесть, что на протяжении 24 лет мы занимались музеем вдвоем, вместе с Алией Мухамедовной Бухаловой, к сожалению, уже ушедшей из жизни. И с двумя добровольными помощниками — Муратом Тимуровичем Валиевым и его супругой Натальей Борисовной. Они сосредоточили свои силы на архивных изысканиях, что было очень полезно, поскольку у меня на это просто не хватало времени…

Семь лет назад по счастливому стечению обстоятельств нашу коллекцию предметов и документов удалось преобразовать в государственный музей, подведомственный городскому комитету по культуре. Тогда появилась возможность принять на работу сотрудников. И совершенно не случайно, что половина их когда‑то учились в стенах располагавшейся здесь школы либо имели к ней самое непосредственное отношение.

Когда 1 сентября 1944 года я поступил сюда в шестой класс 5‑й мужской средней школы, директором был Константин Иванович Поляков… Теперь его внук, Дмитрий Константинович Поляков, заведует экспозиционной частью музея. Он моя правая рука, абсолютно преданный делу человек, трудолюбивый, честный.

— Наверное, у каждого из сотрудников музея кроме «должностной» роли есть и неформальная…

— Конечно! Георгий Анатольевич Карамышев, внучатый племянник писателя Льва Успенского и внук театрального педагога Всеволода Успенского, занимает должность техника-смотрителя. У него золотые руки, он выполняет в музее все работы. А еще он очень заинтересованно углубляется в изучение истории школы и ее учеников…

Татьяна Ивановна Тюлюкина — замечательный экскурсовод. Однажды она заглянула в наш в музей, рассказала, что водит экскурсии по Смоленскому кладбищу. Мы разговорились, почувствовали ­внутреннее духовное родство, Татьяна Ивановна стала другом нашего музея, а когда появилась штатная должность экскурсовода, я сразу же подумал про нее. И она оказалась на своем месте. Вы знаете, как замечательно, нередко вступая в диалог, она проводит экскурсии для школьников! Ее слушают, затаив дыхание… А еще Татьяну Ивановну особенно интересуют творческие люди, учившиеся в нашем учебном заведении. Она подготовила книгу «Служители Мельпомены школы Карла Мая».

Еще один член нашего коллектива — Елена Валентиновна Мулминова: она пришла на самую скромную должность — смотрителя. Казалось бы, занятие не самое творческое. Но такого отношения к месту работы, какое Елена Валентиновна проявила за короткий срок, раньше я не замечал ни у кого на этой должности. Она выступает блестящим редактором статей, которые готовят сотрудники нашего музея. Внимательным, вдумчивым, творческим. Она занималась редактированием четвертого издания монографии о школе Карле Мая, которое заняло 830 страниц. И я совершенно спокоен за будущее издание.

Не могу не упомянуть Ирину Ильиничну Азимкову, которая первая приветливо встречает всех входящих в музей. По должности она кассир, но всегда активно участвует во всех делах и событиях, а когда необходимо, может заменить почти любого…

Нередко от наших посетителей можно услышать: жаль, что сейчас нет такой школы, нет таких учителей… Я бы не стал так обобщать: сегодня есть и прекрасные школы, и прекрасные педагоги, но, конечно, хотелось бы, чтобы дух добра и справедливости, который был поставлен во главу угла Карлом Маем, царил в каждом учебном заведении. Верю и надеюсь, что приближаться к этой цели помогает и наш музей.

Читайте также: 

Вера, закон и меч: три «аргумента» Ярослава Мудрого

В Двенадцатиколонном зале Эрмитажа работает выставка «Светильники на мусульманском Востоке»




#Музей истории школы Карла Мая #история #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (7951) от 18.07.2025 под заголовком «Над главным входом — майский жук».


Комментарии