Он был старше ее. «Актерская» история любви Лизы Урановой и Силы Сандунова

Романтическая история двух актеров петербургского придворного театра, любимцев публики Лизы Урановой и Силы Сандунова, произвела немало шума на исходе царствования Екатерины II. Лиза, воспитанница столичного театрального училища, блистала на сцене с восемнадцати лет. Сандунов, дебютировавший когда-то в роли слуги в комедии Княжнина «Чудаки», был старше ее на полтора десятка лет...

Он был старше ее. «Актерская» история любви Лизы Урановой и Силы Сандунова | Фото: Wounds_and_Cracks / Pixabay

Фото: Wounds_and_Cracks / Pixabay

Вообще-то настоящая фамилия Лизы была Федорова, но Екатерина II настолько благоволила ей, считая, что ее любимица станет звездой на театральном небосклоне, что дала ей новую фамилию - Уранова, в честь планеты.

Возлюбленный примадонны происходил из благородного грузинского рода Зандукели. Его соперником в борьбе за красавицу Уранову стал влиятельный канцлер Александр Безбородко, и ему всячески способствовали статс-секретари императрицы Александр Храповицкий и Петр Соймонов, ведавшие театральной дирекцией.

Высокопоставленные интриганы как могли портили жизнь Сандунову. Отчаявшись, в январе 1791 года во время своего бенефиса он, как следует из записи в дневнике Храповицкого, произнес «рацею насчет дирекции» (рацея - длинное назидательное рассуждение). В ней он обвинил театральное начальство в коварных происках против него. Императрица немедленно отреагировала: велела у Сандунова «через полицию взять рацею им говоренную». А Храповицкому объявила: «Вот к чему приводит несправедливость!».

Однако даже этот смелый шаг не помог влюбленным. Тогда Лиза осмелилась на еще более смелый «демарш». Играя 11 февраля в любимой опере Екатерины II, актриса бросилась перед ней на колени: «Матушка-царица, спаси меня!». И вручила челобитную о том, что ей препятствуют вступить в брак с любимым человеком. В ту же минуту из-за кулис выбежал Сила Сандунов и тоже распростерся перед государыней.

В дневнике Храповицкого можно прочитать следующее: «В вечеру играли в Ермитаже «Федула», и Лизка подала на нас просьбу. В тот же вечер прислана записка к Трощинскому, чтобы заготовить указ для увольнения нас от управления театрами».

Уже спустя три дня, 14 февраля 1791 года, влюбленные обвенчались в дворцовой церкви, причем императрица сама «убирала невесту к венцу». Среди историков бытует мнение, что несколько театральное по форме разоблачение «злодеев», идеально соответствовавшее эстетике нарождавшегося сентиментализма, состоялось если не по инициативе императрицы, то с ее ведома...

Однако Николай Юсупов, который стал ведать театральной дирекцией, не очень благоволил к чете Сандуновых. По всей видимости, причиной были продолжавшиеся интриги мстительного Безбородко. Он распускал грязные слухи, что супруги Сандуновы ведут распутную жизнь и потому их непременно нужно развести. Самого Сандунова прилюдно называл «развратником», «пьяницей», «гордецом». Лиза отомстила князю публично.

В опере «Редкая вещь» она выступала в роли крестьянки, которую некий городской волокита пытался обольстить дорогими подарками. В одном из эпизодов добродетельная девушка-крестьянка брала, по сюжету, из рук своего соблазнителя кошелек и исполняла арию: «Перестаньте льститься ложно // И думать так безбожно, // Что деньгами возможно // В любовь к себе склонить». После этих слов Лиза демонстративно швырнула кошелек в сторону ложи, где восседал Безбородко. Осведомленная об интриге публика тотчас же разразилась аплодисментами. Безбородко сначала побагровел от гнева, но, сообразив, что нельзя терять лицо и дать повод пересудам, последовал общему примеру...

В марте 1794 года Сила Сандунов попросил императрицу дать ему и жене отставку и уволить из придворного театра, «а за 11-летнюю мою службу удостоить меня из милосердия своего хотя бы самомалейшим пансионом, дабы я мог иметь, с бедною моею женою, хотя бы дневное пропитание; но предвижу, что мстящие мне сластолюбцы нигде не оставят меня в покое, если не буду иметь верного куска хлеба». Императрица удовлетворила просьбу, но вместо пансиона пожаловала единовременное вознаграждение.

Сандуновы переехали в Москву. Там Елизавета продолжала выступать в театрах. Ее лучшей ролью там была Настасья-боярышня в опере «Старинные святки». Что же касается Силы Сандунова, то он стал одним из любимых московских комиков. Напротив своего московского дома он возвел великолепные бани - знаменитые «Сандуны», благодаря которым, в общем-то, и вошел в историю. Кроме того, прославился благотворительностью: отдал в пользу сирот из воспитательного дома практически все драгоценности, которые Лизе преподнесли петербургские поклонники.

После Отечественной войны Сандуновы перебрались из разоренной Москвы в Петербург. Елизавета еще десять лет блистала на сцене. Современники восторгались ею в опере «Весталка». Прославилась она и как концертная исполнительница народных песен - «Лучины», «Чернобровый, черноглазый», «В поле липонька стояла»...

Однако затем, уже по вполне понятным причинам, Елизавета Сандунова стала почти исключительно играть «первые роли благородных матерей и комических старух», что, кстати, обговаривалось в заключенном с нею контракте. Как отмечалось в журнале «Исторический вестник», ее последнее появление на сцене состоялось 5 февраля 1823 года. Для своего бенефиса она выбрала оперу «Отец и дочь», и она же «закончила собою ее блестящее служение искусству».

#театр #история #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 033 (6386) от 22.02.2019 под заголовком «На сцене, как в жизни».


Комментарии