Он был старше ее. «Актерская» история любви Лизы Урановой и Силы Сандунова

Романтическая история двух актеров петербургского придворного театра, любимцев публики Лизы Урановой и Силы Сандунова, произвела немало шума на исходе царствования Екатерины II. Лиза, воспитанница столичного театрального училища, блистала на сцене с восемнадцати лет. Сандунов, дебютировавший когда-то в роли слуги в комедии Княжнина «Чудаки», был старше ее на полтора десятка лет...

Он был старше ее. «Актерская» история любви Лизы Урановой и Силы Сандунова | Фото: Wounds_and_Cracks / Pixabay

Фото: Wounds_and_Cracks / Pixabay

Вообще-то настоящая фамилия Лизы была Федорова, но Екатерина II настолько благоволила ей, считая, что ее любимица станет звездой на театральном небосклоне, что дала ей новую фамилию - Уранова, в честь планеты.

Возлюбленный примадонны происходил из благородного грузинского рода Зандукели. Его соперником в борьбе за красавицу Уранову стал влиятельный канцлер Александр Безбородко, и ему всячески способствовали статс-секретари императрицы Александр Храповицкий и Петр Соймонов, ведавшие театральной дирекцией.

Высокопоставленные интриганы как могли портили жизнь Сандунову. Отчаявшись, в январе 1791 года во время своего бенефиса он, как следует из записи в дневнике Храповицкого, произнес «рацею насчет дирекции» (рацея - длинное назидательное рассуждение). В ней он обвинил театральное начальство в коварных происках против него. Императрица немедленно отреагировала: велела у Сандунова «через полицию взять рацею им говоренную». А Храповицкому объявила: «Вот к чему приводит несправедливость!».

Однако даже этот смелый шаг не помог влюбленным. Тогда Лиза осмелилась на еще более смелый «демарш». Играя 11 февраля в любимой опере Екатерины II, актриса бросилась перед ней на колени: «Матушка-царица, спаси меня!». И вручила челобитную о том, что ей препятствуют вступить в брак с любимым человеком. В ту же минуту из-за кулис выбежал Сила Сандунов и тоже распростерся перед государыней.

В дневнике Храповицкого можно прочитать следующее: «В вечеру играли в Ермитаже «Федула», и Лизка подала на нас просьбу. В тот же вечер прислана записка к Трощинскому, чтобы заготовить указ для увольнения нас от управления театрами».

Уже спустя три дня, 14 февраля 1791 года, влюбленные обвенчались в дворцовой церкви, причем императрица сама «убирала невесту к венцу». Среди историков бытует мнение, что несколько театральное по форме разоблачение «злодеев», идеально соответствовавшее эстетике нарождавшегося сентиментализма, состоялось если не по инициативе императрицы, то с ее ведома...

Однако Николай Юсупов, который стал ведать театральной дирекцией, не очень благоволил к чете Сандуновых. По всей видимости, причиной были продолжавшиеся интриги мстительного Безбородко. Он распускал грязные слухи, что супруги Сандуновы ведут распутную жизнь и потому их непременно нужно развести. Самого Сандунова прилюдно называл «развратником», «пьяницей», «гордецом». Лиза отомстила князю публично.

В опере «Редкая вещь» она выступала в роли крестьянки, которую некий городской волокита пытался обольстить дорогими подарками. В одном из эпизодов добродетельная девушка-крестьянка брала, по сюжету, из рук своего соблазнителя кошелек и исполняла арию: «Перестаньте льститься ложно // И думать так безбожно, // Что деньгами возможно // В любовь к себе склонить». После этих слов Лиза демонстративно швырнула кошелек в сторону ложи, где восседал Безбородко. Осведомленная об интриге публика тотчас же разразилась аплодисментами. Безбородко сначала побагровел от гнева, но, сообразив, что нельзя терять лицо и дать повод пересудам, последовал общему примеру...

В марте 1794 года Сила Сандунов попросил императрицу дать ему и жене отставку и уволить из придворного театра, «а за 11-летнюю мою службу удостоить меня из милосердия своего хотя бы самомалейшим пансионом, дабы я мог иметь, с бедною моею женою, хотя бы дневное пропитание; но предвижу, что мстящие мне сластолюбцы нигде не оставят меня в покое, если не буду иметь верного куска хлеба». Императрица удовлетворила просьбу, но вместо пансиона пожаловала единовременное вознаграждение.

Сандуновы переехали в Москву. Там Елизавета продолжала выступать в театрах. Ее лучшей ролью там была Настасья-боярышня в опере «Старинные святки». Что же касается Силы Сандунова, то он стал одним из любимых московских комиков. Напротив своего московского дома он возвел великолепные бани - знаменитые «Сандуны», благодаря которым, в общем-то, и вошел в историю. Кроме того, прославился благотворительностью: отдал в пользу сирот из воспитательного дома практически все драгоценности, которые Лизе преподнесли петербургские поклонники.

После Отечественной войны Сандуновы перебрались из разоренной Москвы в Петербург. Елизавета еще десять лет блистала на сцене. Современники восторгались ею в опере «Весталка». Прославилась она и как концертная исполнительница народных песен - «Лучины», «Чернобровый, черноглазый», «В поле липонька стояла»...

Однако затем, уже по вполне понятным причинам, Елизавета Сандунова стала почти исключительно играть «первые роли благородных матерей и комических старух», что, кстати, обговаривалось в заключенном с нею контракте. Как отмечалось в журнале «Исторический вестник», ее последнее появление на сцене состоялось 5 февраля 1823 года. Для своего бенефиса она выбрала оперу «Отец и дочь», и она же «закончила собою ее блестящее служение искусству».

#театр #история #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 033 (6386) от 22.02.2019 под заголовком «На сцене, как в жизни».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».