На склоне Пулковской горы. О чём рассказали экспонаты в музейной витрине особняка Румянцева?

Надпись под стеклом кратко поясняет, что эти две реликвии — полевой бинокль и кортик — личные вещи Ивана Рябинкина, героического командира, в сентябре 1941‑го насмерть стоявшего вместе со своими бойцами на Пулковских высотах. Рядом — портрет самого Ивана Федоровича. Мужественное лицо, твердый взгляд…

На склоне Пулковской горы. О чём рассказали экспонаты в музейной витрине особняка Румянцева? | Фронтовой роман: Иван Федорович Рябинкин с Лидией Викторовной. Фото 1944 г./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Фронтовой роман: Иван Федорович Рябинкин с Лидией Викторовной. Фото 1944 г./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Историю боев на Пулковских высотах много лет изучает петербуржец Владимир Бахвалов: там воевал и его отец. ­Какое‑то время командиром полка, в котором он служил, был как раз Иван Рябинкин. Владимиру Васильевичу удалось проследить его судьбу.

Иван Рябинкин был кадровым офицером, прошедшим Первую мировую войну: он учился в школе прапорщиков, после чего был назначен командиром взвода разведки. В 1918 году пошел на службу в Красную армию. Служил на пограничных заставах в разных районах страны, но по состоянию здоровья вынужден был уволиться из армии в 1936 году, работал инспектором народного образования.

Когда началась Великая Оте­чественная война, Ивана Федоровича в кадровую армию не взяли, но приняли в ополчение. А уже в сентябре 1941 года капитана Рябинкина назначили командиром 1‑го батальона 1‑го полка 5‑й дивизии народного ополчения, сформированной из добровольцев Выборгского, Василеостровского и Дзержинского районов Ленинграда.

Именно подразделение Рябинкина помогло в те сентябрьские дни 1941‑го спасти имущество Пулковской обсерватории. Позже Иван Федорович писал в своих воспоминаниях, законченных незадолго до ухода из жизни: «После одного из артиллерийских налетов главное здание обсерватории пострадало особенно сильно. Когда мы вошли туда, в глаза бросилась страшная картина разрушения. На полу валялись покрытые толстым слоем красной кирпичной пыли ценнейшие инструменты, книги, звездные каталоги. Несколько сотрудников, преимущественно женщины, готовили оборудование к эвакуации. Но что они могли сделать?».

Иван Рябинкин тут же выделил им в помощь бойцов. Вместе с сотрудниками обсерватории они под непрерывным артиллерийским огнем врага выносили из горящего здания все, что можно было. Спасенные труды, документы удалось потом вывезти на грузовике в город…

Отец с самого детства возил меня на места боев и показывал, где располагались окопы, штаб, — говорит Игорь Иванович Рябинкин (многие годы он преподавал в Текстильном институте, нынешнем Университете промышленных технологий и дизайна, занимался наукой). По его словам, отцу и его товарищам многое пришлось пережить в годы Великой Отечественной войны. На его счету участие не в одной военной операции, в том числе в исторической «Искре», но главным делом своей жизни он считал бои за Пулковские высоты.

И между прочим, именно здесь познакомились мои родители, — продолжает Игорь Иванович. — В феврале 1942 года Ивана Федоровича, тогда уже майора, назначили командовать 296‑м стрелковым полком 42‑й армии. На счету его полка — множество подвигов, ему дважды вручали Красное знамя… Моей будущей маме Лидии Викторовне исполнилось в то время двадцать два года. Она только что по ускоренной программе окончила в Ленинграде медицинский институт и попала на службу в медсанбат. В очень красивую девушку Лиду Иван Рябинкин влюбился сразу. Фронтовая встреча стала их судьбой. Я родился в сентябре 1944 года.

А спустя несколько месяцев фронтовая служба Ивана Федоровича закончилась: подвело сердце. Его комиссовали из армии в звании полковника. Позднее, до 1953 года, Рябинкин служил военным комиссаром Пет­роградского района Ленинграда. Входил в Совет ветеранов, много встречался с молодежью, бывал в школах, возил курсантов военных училищ по местам боевой славы. Очень много работал и как депутат районного совета: старался помочь каждому, кто к нему обращался. И все годы собирал документы о войне, хранил фотографии и создавал рукописные альбомы памяти.

Частым гостем он был и в Пулковской обсерватории, не один год добивался того, чтобы братские могилы на Пулковских высотах стали воинским мемориалом. Такой статус они получили в 1966 году. На митинге в честь этого события, проходившем на северном склоне Пулковской горы, Иван Федорович высказал пожелание, что хотел бы покоиться рядом с теми, кто отдал свою жизнь за Ленинград. Когда в 1967 году его не стало, это желание было исполнено.

Архив командира Ивана Рябинкина хранится сегодня в Пулковской обсерватории. Некоторые личные вещи вдова командира Лидия Викторовна передала в филиал Государственного музея истории Петербурга. Теперь, став частью экспозиции в особняке Румянцева, они напоминают об этом замечательном человеке…

Читайте также:

Одна неделя сорок пятого. Какие события были отмечены в «Ленинградской правде» 20-25 января

Обратный отсчёт: для нацистской Германии он начался с первых дней 1945 года


#история #Великая Отечественная война #особняк Румянцева

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 8 (7830) от 21.01.2025 под заголовком «На склоне Пулковской горы».


Комментарии