Мы знали: этот день придет. Воспоминания ленинградцев о конце блокады

Это был необычайно теплый для января день. Как будто природа, предчувствуя грядущее событие, решила одарить ленинградцев еще и хорошей погодой. Термометр показывал плюс 1 градус, когда 27 января по радио объявили, что доблестные воины Ленинградского фронта разгромили противника и отбросили его от города на 60 - 100 километров. В честь полного освобождения Ленинграда от блокады на берегах Невы прогремел праздничный салют...

Мы знали: этот день придет. Воспоминания ленинградцев о конце блокады | Иллюстрация mariakraynova/shutterstock.com

Иллюстрация mariakraynova/shutterstock.com

Владимир САРЫЧЕВ, доктор филологических наук

- В первую, самую страшную, блокадную зиму я чудом остался жив и в августе 1942 года через Ладогу был эвакуирован в Москву.

27 января 1944 года я был на спектакле в Большом театре. Внезапно действие прекратилось, опустился занавес, зажегся в зале свет и на авансцену вышел директор театра. Торжественным голосом он объявил о выдающейся победе - полном освобождении Ленинграда от вражеской блокады.

Все вскочили с мест, начали кричать «ура», обниматься и целоваться. Только через полчаса появилась возможность продолжить спектакль. Я ликовал: возвращаюсь домой, где у меня начнется новая интересная жизнь.

Надежда ЛУРЬЕ, инженер-технолог, житель блокадного Ленинграда

- Хорошо помню, как в январе 1944-го все горожане находились в ожидании полного освобождения города от немецкой блокады. Но, когда об этом сказали по радио, все равно получилось неожиданно. Все начали одновременно смеяться, кричать и плакать.

Пришла мамина сестра, чтобы хотя бы из чего-нибудь приготовить праздничный стол. Только потом я узнала, что основным блюдом у многих в этот день был винегрет. На салют нас с Галкой мама не пустила, хотя мне было уже 13 лет. Но мы слышали грохот его орудий и видели сполохи от огней, которые отражались в окнах домов на противоположном берегу Фонтанки. На другой день я заметила, что солнце в нашем городе стало светить гораздо ярче.

Всеволод ИНЧИК, доктор технических наук, профессор СПб ГАСУ

- 27 января в нашем доме почему-то не работало радио, и мы с мамой ничего не знали о долгожданном для всех ленинградцев событии. Вечером я вдруг услышал страшный грохот, но он был совсем не похож на звуки вражеского обстрела. Выскочил на Гороховую улицу и увидел в темном небе прожектора, а над Адмиралтейством взлетающие вверх ракеты. Я стоял как завороженный, и только крики людей: «Блокада кончилась, блокады - нет!» - вывели меня из ступора.

Это был праздник духа: наши муки закончились. Победами армии, волей народа нам была дарована дальнейшая жизнь. Мы могли учиться, работать, творить. Ведь во время блокады мы каждый день находились под ее дамокловым мечом. 21 мая 1942 года умер мой папа, так и не сумевший воплотить в жизнь то, о чем мечтал. Только потом мы узнали, что он работал над сверхсекретным проектом № 5 - будущим строительством Ленинградского метрополитена.

На следующий день я побежал в киоск за «Ленинградской правдой», чтобы в моей газетной коллекции был и этот праздничный номер.

Григорий ЮРКИН, ветеран войны

- Наш батальон 4-го Краснознаменного полка войск МПВО был размещен на Кондратьевском проспекте. 27 января мне было поручено со взводом солдат принять участие в салюте. Вооружившись ракетницами и ракетами, мы отправились на Марсово поле. После инструктажа нам определили место, откуда стрелять. Это была крыша дома, выходящего фасадом на Марсово поле и памятник Суворову. На других крышах тоже находились ракетчики.

Поступила команда, и расцвеченное ракетами небо вздрогнуло от мощного залпа. Происходило невероятное: салютовали не только на Марсовом поле, но и со всех кораблей, стоящих на Неве, и с некоторых площадей тоже. А на лицах людей сквозь слезы сияли улыбки. Для тех, кто пережил блокаду, этот январь остался в памяти навсегда.

Полина СЕЛЕЗНЕВА, блокадный электромонтер

- После работы мы пришли на Марсово поле, где собрались в ожидании салюта, наверное, все ленинградцы, у которых были силы стоять на ногах. Мы ждали этого праздничного мига с нетерпением, и вот ровно в восемь часов вокруг всего поля высоко взметнулись в небо ракеты, украсив его тысячами разноцветных огней. Все озарилось ярким нереальным светом. Радостное «ура!» перекрыло грохот от залпов салюта. Слезы текли по моему лицу... Я все девятьсот дней не расставалась с родным городом - была с ним как одно целое. Выстоять, вытерпеть, выжить, отдать Ленинграду все оставшиеся силы - с такими мыслями мы жили и работали в блокаду... Отпраздновав освобождение от вражеской блокады, мы взялись за ломы и лопаты, швабры, чтобы очистить и отмыть наш город, почерневший и пострадавший в бою.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#блокада Ленинграда #Великая Отечественная война #воспоминания

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 013 (6611) от 27.01.2020 под заголовком «Мы знали: этот день придет».


Комментарии