Муринский рубеж

Если о внутренних рубежах обороны на юге Ленинграда известно достаточно хорошо (их следы до сих пор сохранились на Средней Рогатке, в Купчине, на Ленинском проспекте), то о северных мы знаем гораздо меньше. Они также представляли собой долговременные огневые точки (доты), противотанковые рвы, бетонные надолбы, системы траншей и блиндажи. То, что осталось от этих оборонительных укреплений, сегодня можно увидеть на берегах Суздальских озер, а также в Удельном, Муринском и Пискаревском парках.

Муринский рубеж | Подлинные надолбы станут одним из главных артефактов будущего интерактивного пространства у Муринского ручья./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Подлинные надолбы станут одним из главных артефактов будущего интерактивного пространства у Муринского ручья./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Мария Шарый, директор детского дома № 51, располагавшегося во Флюговом переулке на Выборгской стороне, вспоминала, что школьники помогали строить «дзоты с накатами в лесу за Гражданкой». Очевидно, речь о Пискаревском лесе. Там же на оборонных работах трудились сотрудники одного из городских НИИ. Происходило это в конце августа — начале сентября 1941 года.

«Работали мы в две смены: одна начинала с вечера до половины ночи, а вторая начинала в три часа ночи и работала до утра, — вспоминала Мария Шарый. — Надо было в три часа ночи проснуться и идти на место рытья. Одно время спали в лесу. Место было сырое, с собой у нас ничего не было…»

На севере города естественной преградой, вдоль которой возводили внутренний рубеж обороны, был Муринский ручей. В ту пору он был значительно шире и глубже, нежели ныне. На южном берегу, между нынешними Гражданским проспектом и улицей Руставели, до сих пор хорошо видны окопы и ходы сообщения. Попадаются и крупные обломки железобетона, который вполне мог использоваться для сооружения огневых точек. На северном берегу ручья, рядом с улицей Руставели, сохранились бетонные надолбы.

Документы того времени сообщают, что строительство рубежей, как правило, вели ленинградцы, мобилизованные партийными комитетами районов и райисполкомами. До 80 % из них составляли женщины. Такие работы в городе производили с лета 1941-го и до января 1942 года, весной их возобновили. В строительстве оборонительного рубежа вдоль Муринского ручья участвовали жители расположенной рядом деревни Ручьи, а также бойцы 12‑го учебного танкового полка, который базировался на Дороге в Гражданку и Прибытковской улице.

Оборону по Муринскому ручью (от Ржевки до Удельной) в сентяб­ре-октябре 1941 года должна была в случае необходимости держать 20‑я дивизия войск НКВД, переформированная в стрелковую. С 26 октября 1941 года она перешла в подчинение Невской оперативной группы и в течение месяца вела кровопролитные бои на Невском пятачке.

В дальнейшем наземная и противодесантная оборона в этом секторе возлагалась на стрелково-пулеметные курсы младших лейтенантов Ленинградского фронта. Занять эти позиции курсанты должны были в случае прорыва противником линии фронта на Карельском перешейке.

Согласно документам и картам Ленинградского фронта от мая 1942 года, если бы противник вышел к Муринскому рубежу, сначала его бы встретил противотанковый ров, сооруженный вдоль северного берега ручья, затем — водная преграда, за ней — стрелковые позиции и пулеметные точки. Кстати, фрагменты рва, огибающего все северные пригороды Ленинграда, лучше всего сохранились на краю парка «Сосновка» вдоль Северного проспекта.

На протяжении всей блокады Муринский рубеж обороны поддерживался в боеспособном состоянии. Его окопы и блиндажи нередко использовали для своих нужд работники расположенного рядом аэродрома «Гражданка». Как вспоминал техник-лейтенант Г. Антонов, «рейфуги и капониры располагались в шахматном порядке вдоль почти всего нынешнего Северного проспекта, отступая от него вправо и влево — ближе к Муринскому ручью. По южному берегу ручья на крутых склонах были вырыты окопчики и дзоты, которые прибористы, радисты, электрики и оружейники частично использовали под мастерские». Рейфуги и капониры — это высокие строения из бревен и земли, защищавшие самолеты от обстрелов и бомбежек.

Ныне в Петербурге существуют группы энтузиастов, которые исследуют и документируют оборонительные сооружения военного времени. Объектом их внимания стал и Муринский рубеж. На южном берегу ручья между железнодорожной магистралью и Кольцевой автодорогой поисковики обнаружили части тяжелого пулеметного колпака. Летом прошлого года активисты группы «Забытый рубеж» и жители Гражданки установили памятный знак на месте северного рубежа обороны на берегу ручья — западнее улицы Руставели. Неподалеку от него на северном берегу ручья сохранилось несколько десятков бетонных противотанковых надолбов.

Следы оборонительного рубежа станут частью мемориальной зоны, посвященной героической обороне Ленинграда. Конкурс на проект ее создания в той части Муринского парка, что примыкает к пересечению Северного проспекта и улицы Руставели, был объявлен в прошлом году комитетом по градостроительству и архитектуре. Авторы победившего проекта предложили устроить интерактивное пространство «Лента памяти», в котором будет сохранены свидетельства прошлого и появятся световые проекции с фотохроникой военных лет.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#история #война #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 81 (7410) от 05.05.2023 под заголовком «Муринский рубеж».


Комментарии