Мозаики из Германии

Наша газета неоднократно обращалась к истории уникальной Цусимской церкви на Английской набережной, посвященной подвигам павших в волнах защитников морских рубежей Отечества. Судьба храма была одновременно и яркой, и трагической...

Мозаики из Германии | До наших дней сохранились лишь фрагменты былого мозаичного украшения храма.<br>ФОТО К. КОМАРОВА

До наших дней сохранились лишь фрагменты былого мозаичного украшения храма.
ФОТО К. КОМАРОВА

Возведенный на народные пожертвования в 1911 году, своими внешними очертаниями он напоминал древние храмы Владимиро-Суздальской земли XIII века: Дмитровский собор и церковь Покрова-на-Нерли. Он отличался богатейшим мозаичным убранством, к работе над эскизами для большинства фресок был приглашен академик живописи Николай Бруни.

По эскизам Бруни мозаики выполнили в Германии на фабрике «Пуль и Вагнер». Что, кстати, вызвало полемику среди членов церковного строительного комитета. Некоторые из них считали, что изготовление образов необходимо поручить отечественным мастерам, а не «кормить иностранцев». Тем не менее экономические соображения (цена и сроки) возобладали...

Золотой купол храма, похожий на богатырский шлем, прямо указывал на воинский характер святыни, призванной вечно хранить память о погибших героях-моряках. Но вечно не получилось. В 1932 году храм был взорван, несмотря на сопротивление старых моряков, ученых-искусствоведов, музейщиков, простых прихожан и родственников тех, чьи имена были отлиты в бронзе на памятных досках.

В облаке грязной пыли рухнули белые стены, берега Невы и Ново-Адмиралтейского канала оказались усыпанными сплошным ковром из разлетевшихся на мелкие части мозаик. Долгое время считалось, что от мозаик не осталось ничего. В народе ходила легенда о чудесным образом уцелевшем «Лике Спасителя», вырванном силой взрыва и брошенном на дно канала. Хотя фото, сделанное тайком очевидцем варварского взрыва, запечатлело лишь безобразную груду обломков.

И все-таки музейщики успели! Старший научный сотрудник Русского музея Федор Михайлович Морозов вместе с единомышленниками сумел демонтировать перед гибелью храма три мозаики авторства Виктора Васнецова («Лик», «Христос в терновом венце», «Моление о чаше» и «Несение креста»), а после взрыва поднять со дна канала тот самый «Лик Спасителя», который «шествовал по Водам» и дал храму его народное название. Вскоре спасенные Морозовым фрески оказались в Русском музее, и чьи-то умные головы и заботливые руки спрятали эти сокровища, надежно укрыв их в обширных музейных запасниках. Так они сохранились до наших дней...

Каким было остальное мозаичное убранство, теперь можно сказать точно: несколько лет назад в Петербург из Берлинского городского архива доставили бумаги Фонда русской морской церкви фабрики «Пуль и Вагнер». Это удалось сделать благодаря немецким историкам братьям Карлу и Вольфгангу Йоккелям, а также директору издательства «Гангут» Юрию Жильцову. В который уже раз восторжествовало правило: «рукописи не горят».

Архивное собрание представляет собой документацию, посвященную истории создания мозаичных фресок храма-памятника морякам в 1910 – 1911 годах: переписку между Строительной комиссией храма и дирекцией фабрики, детальные описания работ, предложения немецких специалистов, указания автора эскиза мозаик Николая Бруни, строителя Сергея Смирнова, архитектора Мариана Перетятковича и многое другое.

Благодаря документам теперь мы знаем точные размеры несомненного шедевра мозаичного искусства – 200 квадратных метров. Это не только алтарная мозаика Спасителя, идущего по Водам. К ней надо прибавить многофигурные композиции на евангельские сюжеты, искусно украшенные орнаментами и размещенные в арках, в своде, углах (на них расположили изображения евангелистов) и алтарных столбах...

Компанию «Пуль и Вагнер» основали в 1889 году художник Август Вагнер и инженер Фридрих Пуль. В короткий срок им удалось сделать свою фабрику монополистом в области художественной мозаики и витража, выполняя важные заказы германского правительства и осваивая зарубежные рынки. Их мозаичными фресками высшего качества были украшены порталы Эммаусской церкви и Нового театра в Берлине, фонтан Абдулхамида в Стамбуле, христианские храмы в Токио и Сент-Луисе, станция метро в Цинциннати, «Ирвинг Траст Банк» и отель «Уолдорф Астория» в Нью-Йорке. Но особое место в перечне заслуг фабрики «Пуль и Вагнер», несомненно, занимали мозаики храма Спас-на-Водах.

Вагнер и Пуль давали десятилетнюю гарантию на прочность и сохранность качества своих работ. Общая стоимость мозаик составила 50 тыс. марок (примерно 15 млн рублей по сегодняшнему курсу). С особым тщанием оговаривались даты выполнения этапов работ. Петербургский заказчик – строительная комиссия по сооружению храма не имела права допустить ни малейшего срыва сроков, ведь уже была назначена дата освящения церкви в присутствии императора Николая II.

Петербург и Берлин обменивались срочными письмами и телеграммами, в несколько недель (!) был решен вопрос о ввозе мозаик без уплаты таможенной пошлины (вот где пригодился тогдашний административный ресурс – «высочайшее покровительство»), один за другим на фабрику отправлялись главные исходные материалы – эскизы мозаик в натуральную величину.

Планы строителей едва не сорвала внезапная болезнь детей Николая Бруни. В мае 1911 года инженер Смирнов писал: «Я уже хотел пригласить другого художника, так как стало абсолютно невозможно затягивать с решением вопросов, и очень рад, что не нанес ему такого оскорбления, однако, все участники нашего строительства должны быть непременно здоровы...».

Впоследствии сын Бруни, уже в эмиграции, стремясь «немного заработать», пытался отыскать работы отца, выполненные для храма Спас-на-Водах, но представители фабрики 1 июля 1929 года ответили: «...из эскизов ничего не уцелело. Они были выполнены на больших кусках линолеума. После изготовления мозаики они лежали на полу и под воздействием морозов стали настолько хрупкими, что уже при первой нашей попытке раскатать их развалились».

...Аккуратные немцы педантично выполнили заказ, доставив его в Петербург и закрепив на стенах новопостроенного храма-памятника. Август Вагнер и Фридрих Пуль лично прибыли на церемонию освящения храма, которая состоялась точно в срок – 31 июля (13 августа по новому стилю) 1911 года. Они были вправе рассчитывать не только на заслуженную благодарность, но и на новые заказы. Увы, этим планам помешала Первая мировая война. Фабрика проработала до 1969 года...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 134 (5507) от 24.07.2015.


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».