2Vtzqv4Hz9U

Мой прадед Егоров Иван Васильевич – участник Великой Отечественной войны

Мой прадед Егоров Иван Васильевич – участник   Великой Отечественной войны | Фото из работы автора

Фото из работы автора

XI региональная олимпиада по краеведению школьников Санкт-Петербурга

«Санкт-Петербургские ведомости» публикуют самые лучшие работы участников олимпиады за 2022 год (в сокращенном виде).

Для 9–11 классов региональная олимпиада является восприемницей ежегодных городских историко-краеведческих чтений школьников Санкт-Петербурга, которые проводились ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» при поддержке СПбГУ, РГПУ им. А. И. Герцена, Союза краеведов Санкт-Петербурга и профильных общественных организаций с 1991 года.

Для 8–9 классов региональная олимпиада является восприемницей конкурса «Олимпиадный марафон», который проводился с 2007 года СПб АППО при поддержке фонда Д. С. Лихачева, Союза краеведов Санкт-Петербурга, РГПУ им. А. И. Герцена, СПб ГУ, Российской Правовой академии Министерства юстиции (Северо-Западный филиал).

Выполнила работу: Смородина Полина (ГБОУ СОШ №233, Краеведческое объединение «Охта»ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»).

Мой прадед Егоров Иван Васильевич – участник Великой Отечественной войны (путь солдата)




Введение

У каждой семьи есть свой герой, которого помнят и чтят. В нашей семье - это Егоров Иван Васильевич. С болью, слезами и душевными страданиями о мужестве и героизме рассказывал мой дед Егоров Алексей Иванович о своем отце – Егорове Иване Васильевиче (25.04.1925 – 07.06.1980гг.).

Выполняя эту работу, я постаралась прикоснуться к истории Великой Ответственной войны и передать силу русского народа в его единстве и мужестве, на примере моего прадеда - Егорова Ивана Васильевича. Ведь забыв о своем прошлом, мы рискуем потерять будущее.

Глава 1. Довоенная жизнь И. В. Егорова

1.1 Детство прадеда

Мой прадед по материнской линии Егоров Иван Васильевич родился 25 апреля 1925 года в Калининской области (сейчас – Псковская область) в деревне Ручкино Опочецкого района, расположенной в 32 км к северо-востоку от города Опочка.

Его отцом был Егоров Василий Егорович, родившийся в 1886 году. Какое-то время работал в Санкт-Петербурге, был участником Первой Мировой войны награждён Георгиевским Крестом первой степени. После войны вернулся домой, жил и работал в деревне Ручкино (до колхоза имел свое хозяйство).

Мать - Егорова Марфа Васильевна, родилась в 1887 году. В браке с Василием Егоровичем, родилось двое детей: Егорова Нина Васильевна (старшая сестра, 1920 года рождения) и Егоров Иван Васильевич, мой прадед. Мать болела онкологией и в 1930-х годах уехала в Ленинград, часто лежала в больнице, скончалась во время блокады Ленинграда. В это время прапрадед ушёл к другой женщине - Тимофеевой Марии Тимофеевне (1902 года рождения). Родилась Егорова Клавдия Васильевна (1932 года рождения).

Иван Васильевич Егоров учился в школе в деревне Теребени (деревня находится в Псковской области Опочецкого района, население около 50 человек) окончил 8 классов. До школы приходилось идти около двух с половиной километров. Жил обычной жизнью сельского ребенка, помогал взрослым, пас скотину, работал в колхозе, возил сено, убирал лен. С семилетнего возраста был пасынком, так, как умерла мать. Мачеха невзлюбила пасынка и относилась к нему, как к работнику. И объяснить, как он жил, может только тот человек, который прошёл через похожие испытания.

В 1930 году началась коллективизация на Псковщине: «К марту 1930 года на Псковщине объединились в колхозы 18,6 процента всех крестьянских хозяйств. К концу 1932 года более половины крестьянства было вовлечено в колхозы, которые вместе с совхозами стали основными производителями сельскохозяйственной продукции. Коллективизация на Псковщине завершилась к концу второй пятилетки (1933 – 1937 годы): было создано 1818 колхозов, объединивших 86 процентов всех крестьянских хозяйств».

Во время создания колхоза «Прогресс», который состоял из трех деревень Ручкино, Высоцкое, Качаново, в 1932 году семье Егоровых пришлось сдать в колхоз две коровы и лошадь, сельскохозяйственную утварь: телеги, плуги, дровни и т.п.

По воспоминаниям прадеда, семья Егоровых жила на хуторе, обрабатывая свои земли. В 1933 году началось создание деревень путем сгона населения с хуторов для компактного проживания (для удобства бригадиров выдавать работающим наряды на работу т.к. на хуторах между домами были большие расстояния). С момента сгона населения с хуторов земель было около 2-3 га, кто сколько мог обработать, сеяли рожь, картофель. После создания деревень колхозникам выдали для обрабатывания по 50 соток, люди стали беднеть зарплат не платили, рассчитывались после сбора урожая, а кто работал в колхозе выдавали зарплату зерном и картофелем, даже хлеб приходилось печь самим. После 1938 года жизнь немного улучшилась (на трудодень стали выдавать немного больше продуктов, выдавалось один раз в год, как плата за работу в колхозе).

1.2 Жизнь в оккупации

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война. Псков был захвачен на 18-й день войны, 9 июля 1941 года.

12 июля 1941 года немцы оккупировали деревню Ручкино (сейчас в деревне около 15 домов, постоянных жителей нет, в весенне- летний период там живёт Егоров А. И. в доме Егорова И. В.) Деревня была оккупирована тыловыми частями немецкой армии, в годы войны домов там было примерно столько же.

К началу войны прадеду было 16 лет. Во время оккупации И. В. Егоров оставался в деревне и скрывался, так как не хотел работать на немцев, «… пытался найти партизан, но их не было в округе и любые его стремления найти партизан, не увенчались успехом. Был арестован немцами три раза и подводился к расстрелу или к отправке в Германию, но удавалось сбегать и скрываться…». Так прошли три военных года.

Глава 2. Боевой путь И. В. Егорова

2.1. Освобождение территории Псковской области

17 июля 1944 года началась Псковско-Островская наступательная операция, которая продолжалась 15 дней, в ходе которой 23 июля 1944 года был освобожден Псков. Пытаясь взломать оборону немецко-фашистских войск, Советская армия 12 июля освободила Пушкинские Горы, 15 июля – Опочку. В середине июля 1944 года была освобождена деревня Ручкино Опочецкого района.

2.2. Служба в 249 стрелковом полку 85-ой гвардейской стрелковой дивизии: июль – август 1944 года

После освобождения деревни Ручкино и прихода советских войск, И. В. Егоров был арестован НКВД (Народный Комиссариат Внутренних Дел). Причиной послужило то, что к моменту наступления призывного возраста (восемнадцати лет), он находился на оккупированной территории и не служил. Пытался найти партизанский отряд, но тщетно.

В связи с арестом, начал служить в штрафной роте. Всего в годы Великой Отечественной войны в составе фронтов было сформировано 65 отдельных штрафных батальонов, а в составе армий — 1 048 отдельных штрафных рот, в одной из которых служил мой прадед.

Как вспоминал прадед, две недели его обучали как обращаться с винтовкой, были строевые занятия, после чего он попал на передовую.

В военном билете Егорова Ивана Васильевича значится, что он принял военную присягу 25 июля 1944 года и начал служить рядовым в 249 стрелковом полку 85 гвардейской стрелковой дивизии, в котором был с июля по август 1944 года. Полк был сформирован в конце сентября 1941 года в Тверской области.

Рядовой Егоров начал служить в Псковской области. В августе 1944 года вместе с полком оказался на границе с Латвией, о чем свидетельствует карта боевых действий 249 стрелкового полка.

Первый бой И.В. Егоров принял 14 августа 1944 год в районе города Мадона на востоке Латвии, где был легко ранен в правую руку, о чем вспоминал так: «…получилось так – на бруствере лежала винтовка, и пулемет немецкий строчил и раскалывал приклад. Потянул руку, чтобы стащить ее в окоп, и пуля угодила в руку. Долго ещё оставался лежать раненым в окопе, пока не подоспела помощь. В том бою вообще полегло много плохо обученных, «зеленых» бойцов…». В первом же бою кровью «искупил вину», после чего был отчислен из штрафной роты.

Есть разночтение в дате ранения, указанной в военном билете Егорова И. В.- 17 августа 1944 года, и наградных документах к медали «За отвагу» - 14 августа 1944 года. Такое могло произойти из-за ошибки при оформлении военного билета так, как получен военный билет был получен только в 1961 году.

2.3. Эвакуационный госпиталь№ 1953: август – сентябрь 1944 год

С августа по сентябрь 1944 года И. В. Егоров находился в эвакуационном госпитале №1953.

«В период войны в действующей армии различалось несколько видов госпиталей полевые подвижные (ППГ), сортировочно-эвакуационные (СЭГ) и др. Предназначались для приёма раненых и больных с невыясненными диагнозами, оказания неотложной медицинской помощи и распределения больных по лечебным учреждениям госпитальной базы». К сожалению, информации об эвакуационном госпитале №1953 пока найти не удалось.

2.4. 151 гвардейский стрелковый полк 52-ой гвардейской стрелковой дивизии: сентябрь – ноябрь 1944 год

С сентября по ноябрь 1944 года И.В. Егоров служил в 151 стрелковом полку 52-ой гвардейской стрелковой дивизии, который с сильными боями участвовал в освобождении Латвии. 151 стрелковый полк сформировался в середине февраля 1943 года.

Именно с этим полком продолжился боевой путь И.В. Егорова в Валкском, Валмиерском, Тукумском и Добельском краях. Эти территории находятся в центральной и южной части Латвии, неподалеку от города Ауце.

24 ноября 1944 года Егоров был легко ранен в левую ногу в Ауцевском районе. Ауцевский район располагается на юге Латвии.

В декабре 1944 года И. В. Егоров был награжден медалью «За отвагу» среди других воинов 151-ого гвардейского стрелкового полка. Приказ по 151 стрелковому полку 52 гвардейской стрелковой Рижской ордена Ленина и ордена Суворова дивизии от 16 декабря 1944 года, гласит: «Егорова Ивана Васильевича ранее не награждённого, за то, что он отважно действуя в боях за нашу Родину был легко ранен 14.08.44 г. под Мадонной в составе 85 Гвардейской стрелковой дивизии и вторично легко ранен 24.11.44 года в Ауцевском районе в составе 151 Гвардейского стрелкового полка».

В ноябре 1944 года Егоров И. В. снова попадает в эвакуационный госпиталь №1953 и согласно военному билету находится там на излечении с ноября по декабрь 1944 года.

Снова находим разночтение в дате ранения, указанной в военном билете - 25 сентября 1944 года и 24 ноября 1944 года в наградных документах. Такое могло произойти из-за ошибки в оформлении военного билета.

2.5. 151 гвардейский стрелковый полк 52-ой гвардейской стрелковой дивизии: декабрь 1944 года – апрель 1945 года.

После госпиталя Егоров вернулся в 151 строевой полк, в котором находился с декабря 1944 года по апрель 1945 года.

52-ая гвардейская стрелковая дивизия находилась в составе 65 армии (65А), которая принимала участие в Млавско-Эльбингской наступательной операции войск 2-го Белорусского фронта, проведенной 14-26 января 1945 года. Ее цель – разгромить млавскую группировку противника и глубоким ударом с нижнего течения реки Нарев на город Эльбинг отсечь группу армии «Центр», оборонявшуюся в Восточной Пруссии, от остальных сил немецко-фашистских войск…». Река Нарев является одним из правых притоков Вислы, находится в западной Белоруссии и северо-восточной Польше. Эльбинг (сейчас – Эльблонг) город Польши.

На карте боевых действий 151-го гвардейского стрелкового полка 52-ой гвардейской стрелковой дивизии видно, что в это время полк находился на территории Польши и проходил реку Нарев.

К тому времени И. В. Егоров был командиром стрелкового отделения, об этом есть запись в его военном билете. У него в подчинении находились 10-12 солдат. После боя из всего отделения оставалось 3-4 человека.

17 января 1945 года силами Красной армии, 1-й армии Войска Польского и 1-го Белорусского фронта в рамках Варшавско-Познанской операции была освобождена от немецкой оккупации, в которой город находился с 28 сентября 1939 года, столица Польши, город Варшава. В это время 151 гвардейский стрелковый полк, в котором служил Егоров находился в районе Варшавы.

По воспоминаниям И.В. Егорова при форсировании Вислы плот был разбит снарядом, Егоров оказался в ледяной воде. Плавать он не умел, схватившись за бревно чудом остался жив. «После форсирования Вислы, при высадке на берег, идя в атаку крича «УРА!», пуля влетает ему в рот и вышибает два задних зуба, пробивая щеку…».

По воспоминаниям Егорова, в списках освободителей Варшавы внесено имя Егорова Ивана Васильевича, но нет документов подтверждающих эту информацию.

2.6. 151 гвардейский стрелковый полк 52-ой гвардейской стрелковой дивизии: май 1945 год – январь 1946 год.

Согласно военному билету Егорова Ивана Васильевича, он числился в 151 стрелковом полку 52 гвардейской стрелковой дивизии с мая 1945 по январь 1946года. На карте боевых действий 151 гвардейского стрелкового полка видно, что полк в это время находился на территории Германии под Берлином.

Из записи в журнале боевых действий, «противник продолжал оказывать упорно сопротивление на заранее подготовленных оборонительных рубежах, используя населенные пункты и командные высоты, отходил в западном направлении».

Битва за Берлин была одной из самых тяжёлых и масштабных. «В 10:30 22.04.45г. подразделения 151 и 153 гвСП атаковали противника, но встретив упорное огневое сопротивление, состоящее из многослойного огня большой плотности, успеха в продвижении не имели».

Вспоминая, он рассказывал, что во время ожесточенных боев при освобождении Берлина, с ним произошел такой случай. Иван Васильевич влетает с автоматом в одну из комнат полуразрушенного дома, там стоял немец. Лоб в лоб, друг другу в глаза посмотрели, и по сторонам, «Я не боялся, просто как-то почувствовал, что не надо стрелять, видимо немец почувствовал тоже самое, и мы с ним разбежались по углам».

В Берлине у Потсдамских ворот, в день своего рождения 25 апреля, Егоров был ранен в ногу: близко разорвалась немецкая граната. Осколочная, как они ее называли «толкушка». Ну и естественно опять госпиталь…».

Как вспоминал И.В. Егоров, «… обычный пехотинец, советский солдат пехотинец, который кричал, идя в атаку «УРА!». Но так чтобы кричать там «За Сталина!», такого не было. Это те, кто поднимал в атаку, кричали это, а обычные солдаты этого не делали. При выходе из боя его командиры спрашивали: «Егоров ты еще живой?», «живой» - отвечал он. Кто-то из боевого состава стаскивали с мёртвых немцев драгоценности. Он никогда не брал, потому что таких вот солдат, которые крали, чаще всего убивало…». За участие в боях под Берлином, Егоров Иван Васильевич был представлен к медали «За взятие Берлина».

Глава 3 Жизнь после войны

3.1 Возвращение

После окончания войны, многие воинские части увезли солдат на войну с Японией, но так как Егоров трижды был ранен и один раз контужен, его по медицинским показаниям освободили от поездки на Дальний Восток. По приказу он отправился служить в охранном взводе в Германии, охраняя склады, воинское вооружение, эшелоны до 1946 года. Служил в хозчасти в Берлине. По воспоминаниям, они там, что-то упаковывали, какие-то станки, какое-то оборудование, чтобы в Россию отправить – чисто хозяйственные работы.

18 августа 1946 года Егоров Иван Васильевич вернулся домой в деревню Ручкино. Привез из Германии отрез на костюм и на пальто, но пошивочных мастерских не было, поэтому их продали, остался он в одной гимнастерке, которую в итоге украли сразу после того, как постирали.

Построил красивый дом, он и до сих пор стоит…

В 1947 году женился на Прокофьевой Елене Андреевне (1924-2012гг.), в браке с которой в 1949 году родился сын Егоров Александр Иванович (живет в поселке Лучистое в Крыму). В 1953 году родился Егоров Алексей Иванович, мой дед, а в 1957 году родилась Егорова Татьяна Ивановна.

3.2 Работа после войны

После возвращения дали отдохнуть два дня. Продолжил работать в колхозе: пилить лес на строительство домов. Однажды, в лесу нашел рой (семью) пчел, которых собрал в лукошко, принес домой и из сундука соорудил улей. Пчелы прижились и стали приносить мед, который впоследствии реализовывали на одежду, керосин и продукты первой необходимости. Также у него был сад, в нем он выращивал яблоки. Выращенные им яблони, живы и до сих пор дают урожай.

Жизнь после войны была бедной и тяжелой, работали по 18 часов в день. За работу денег не платили, а ставили трудодни. Осенью после уборки урожая рассчитывались рожью, пшеницей и льном.

В 1948 году был назначен бригадиром полеводческой бригады, которая работала для «прокормки» сельскохозяйственных животных. Работал до 1966года. Всю жизнь положил на воспитание детей и работу.

Следил за исполнением всех приказов, за соблюдением законов, за расхитителями сельского хозяйства, помогал вдовам, которые потеряли своих мужей на полях войны (заготовка дров, сена и т.п.).

В 1964 году вступил в «Коммунистическую партию Советского Союза» (КПСС).

Несколько раз был избран депутатом Сельского совета депутатов трудящихся Опочецкого района Псковской области (1966-1977гг.).

В 1968 году стал работать бригадиром плотников (строили дома для сельских специалистов). Его руками было построено около половины деревни Ручкино.

Из-за контузии, практически пожизненно болела голова. Контузия была под Берлином, от последствий этой контузии он и умер. В то время контузия считалась как легкое ранение и поэтому его не госпитализировали.

7 июня в 1980 году Егоров Иван Васильевич скоропостижно скончался (вскрытие показало, что оторвался тромб в голове). Похоронен на кладбище в деревне Теребени Опочецкого района Псковской области.

На кладбище деревни Теребени находится деревянная церковь Воскресения Христова, построенная во второй половине XVIII века, которая является редчайшим памятником деревянного зодчества, сохранившееся на Псковской земле до наших дней. На старинном кладбище вокруг церкви Воскресения Словущего находится не менее 15 древних каменных крестов над захоронениями. Там похоронены родители фельдмаршала М.И. Кутузова.

Заключение

В результате проделанной работы, в соответствии с целью и задачами, были проанализированы материалы семейного архива Егоровых и других источников, описан жизненный путь прадеда – Егорова И.В.

Его путь – путь простого русского солдата, который вместе с другими защитил свою родину. Рассматривая карты боевых действий полков и соединений, в которых служил прадед, листая его военный билет, понятней становится история, творили которую не только командующие фронтами, но и простые люди, такие как мой прадед!                    

В нашей семье   с глубоким уважением относятся к памяти и боевым заслугам моего прадеда, надеюсь, что и мой скромный вклад будет способствовать сохранению памяти о простом русском солдате – Иване Васильевиче Егорове.


Комментарии