Мой бронепоезд. Воспоминания машиниста паровоза о войне
Шел конец декабря 1943 года. Я был машинистом паровоза депо Ленинград-Сортировочный-Московский и считал себя старым обстрелянным солдатом. Уже второй год снова работал в своем родном ТЧ -7. А до этого был Сталинград, героическая 62-я армия, демобилизация по приказу наркома обороны № 1765 для работы на железнодорожном транспорте и двухнедельные походы к военному коменданту Тихвина с просьбами пропустить в Ленинград. Пробился.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Потом пошла обычная жизнь: доставка войск и боеприпасов к линии фронта, рейсы по «коридору жизни», который для многих моих товарищей стал «коридором смерти», перевозка раненых и, конечно, многочисленные переходы от дома в Новой Деревне до Сортировки. Выходить надо было в пять утра. Четыре часа уходило на дорогу и час на подготовку паровоза.
В то памятное декабрьское утро дежурный встретил меня у поворотного круга.
– Прибыл, слава богу, – сказал он, подавая мне маршрут. – Сегодня у тебя боевое задание – поведешь бронепоезд... Паровоз подготовлен, помощник на месте. Выезжай на контрольный, там тебя ждут.
Бронепоезд я взял со смотровой канавы вагонного депо. Выглядел он совсем не так, как я себе представлял. Это были четырехосные платформы с уложенными по бортам мешками с песком. На каждой стояли по два зачехленных орудия или снарядные ящики. Входил в состав и крытый 16-тонный вагон.
Только когда я привел состав на станцию Кушелевка, понял, что придется двигаться на север. На станции Левашово нас поставили на запасной путь. Ко мне подошел командир бронепоезда – капитан и сказал: «Здесь будем ждать, когда отремонтируют или построят новый путь. Сколько?.. Не знаю. День, два, а может, и больше. Главное – на место вы должны доставить нас быстро и аккуратно, без всякого шума и дыма, чтобы нас не обнаружили и не накрыли».
Легко сказать – без дыма, подумал я. Какой же паровоз без дыма ходит?
Капитан оказался прав. Окончания путевых работ пришлось ждать трое суток. За это время мы с помощником придумали, как избежать дыма. Заранее нажгли кокса, заправили им топку, отключили тормоза, чтобы не пользоваться насосом.
Наконец – сигнал. Буквально сантиметр за сантиметром, платформами вперед стали продвигаться по вновь построенной ветке. Расстояние, которое предстояло пройти до виднеющегося впереди перелеска, было невелико – метров четыреста. Но что это были за метры! Снизу раздавались визг и скрежет, хлюпали камни, оседавшие под шпалами. Мне тогда казалось, что весь этот шум доносился до самого Берлина.
Добрались к месту стоянки. К паровозу подбежали капитан и солдаты, жали руки, благодарили за хорошую работу. Кстати, ветка эта существует и поныне. Когда мне случается там проезжать, всегда сажусь у окна с правой стороны по ходу поезда. Жду встречи с ней и перебираю в памяти мельчайшие подробности того дня.
Конечно, в тот декабрьский день я не знал существа задачи. Не ведал, зачем поставлены орудия на платформах в этом перелеске. Время было военное, и задавать вопросы не полагалось. Но когда наступило 14 января и утром загрохотала могучая канонада, предвещавшая наступление войск Ленфронта по полному разгрому гитлеровских соединений у стен Ленинграда, все во мне дрогнуло. Я понял, что там за перелеском посылает по ненавистному врагу снаряд за снарядом мой бронепоезд...
Многое изменилось на планете. И когда моей стране начинают угрожать, я вспоминаю мой бронепоезд. И кажется мне, что стоит он там же, где я поставил его в декабре 1943-го. Всегда готовый защитить Россию.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 6 (6844) от 18.01.2021 под заголовком «Мой бронепоезд».
Комментарии