Мосты навели

«А мы обмеры моста делаем. Мост передается в частные руки, проезд через него платный будет». С такого обескураживающего утверждения началась когда-то история книги Евгения Сизёнова «Колпинские мосты», вышедшей сейчас в издательстве «Серебряный век».

Мосты навели | Мосты через Комсомольский канал: ближайший - недостроенный ж/д мост (начала 1990-х гг.), Харламов, Тверской, Думский и Никольский мосты. ФОТО из архива Е. Сизёнова

Мосты через Комсомольский канал: ближайший - недостроенный ж/д мост (начала 1990-х гг.), Харламов, Тверской, Думский и Никольский мосты. ФОТО из архива Е. Сизёнова

Исходило оно от воспитанников колпинского детского дома № 27 Саши Васильева и Миши Кондратьева. Парни, натурально, измеряли длину-ширину мостов, длину-высоту перил, а когда прохожие/проезжие интересовались, что происходит, отвечали, скажем так, с фантазией. Никаких частных рук и никакой платы, естественно, не планировалось. Злого умысла тоже не было. Воспитанники детдома под руководством педагога Ларисы Бакшиновой вели краеведческое исследование, на которое за почти трехвековое существование Колпина никто не замахивался: колпинские мосты. Это было в 2003 году.

- Интересно изучать именно то, о чем никто не пишет. О колпинских мостах не было никаких фактов, никаких изданий, - спустя тринадцать лет рассказывал в районной библиотеке им. М. Светлова Саша (точнее, Александр) Васильев.

Измерять колпинские мосты пацаны и взялись, собственно, потому, что в библиотеках и архивах не смогли найти сведений. В 2005-м школьники выступили со своей работой на краеведческих чтениях, в жюри заседал колпинский краевед Евгений Сизёнов...

- Я не уверен, что без той школьной работы подступился бы к этой теме и смог бы поднять ее с нуля, - вспоминает он теперь.

В 2008-м вышла уже «взрослая» статья Евгения Сизёнова, Александра Васильева и Михаила Кондратьева на основе той школьной работы. Через несколько лет издательство «Серебряный век», выпустившее к тому времени «Большеохтинский мост» Михаила Фокина и «Благовещенский мост» Валентина Черненко, предложило Сизёнову написать полноценное исследование о колпинских мостах.

- Как часто бывает, эта книжка - сплошная авантюра, - признается директор издательства Владимир Уржумцев. - Мы столкнулись с невероятными проблемами, потому что история мостостроения, гидротехнических сооружений - это больше «техническая» история. А в этой области не так много специалистов, умеющих к тому же хорошо излагать. Евгений Петрович написал, на мой взгляд, безукоризненное классическое краеведческое исследование. Там есть мосты, о которых житель Колпина, может, и не догадывался.

Как минимум он мог не догадываться, что на территории его района тридцать мостов и мостиков. До недавнего времени официальное название имел только один, Большой Ижорский, построенный в 1977-м; теперь поименованы почти все, а о будущем названии тридцатого, строящегося в створе Оборонной улицы и Заводского проспекта, идут нешуточные споры.

Информация о градостроительстве, развитии Ижорского завода, местных дорог, предыстория появления мостов сопровождаются многочисленными фото. Владимир Уржумцев советует: берем книгу, садимся на велосипед - и едем изучать колпинские мосты. Отличное приключение. Правда, не такое легкое в исполнении: книга, едва выйдя, тут же стала раритетом. Тираж (финансово помогли колпинские предприятия) - всего триста экземпляров.

...А из тех воспитанников колпинского детдома, очевидно, получились толковые люди.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (5819) от 28.10.2016.


Комментарии