Мосинская трехлинейка

«Все хорошее просто, все сложное не нужно», - говорил о трехлинейке, конструкцию которой считал образцовой, выдающийся оружейник Михаил Калашников. И действительно, в различных модицификациях мосинская винтовка прослужила более полувека, будучи лучшим стрелковым оружием первой половины ХХ века, известным своей безотказностью.

Мосинская трехлинейка | В экспозиции Музея артиллерии - сразу несколько мосинских трехлинеек. Свидетельство того, что конструктор неустанно вел поиск оптимального варианта. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В экспозиции Музея артиллерии - сразу несколько мосинских трехлинеек. Свидетельство того, что конструктор неустанно вел поиск оптимального варианта. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Судьба Сергея Мосина, родившегося в 1849 году в воронежском селе в семье отставного поручика и крестьянки, стала ярким примером «социального лифта» царского времени. Он с отличием окончил Тамбовскую мужскую гимназию, затем - Михайловское артиллерийское училище, был произведен в чин поручика. Потом - Михайловская артиллерийская академия. После ее окончания с золотой медалью был направлен на Тульский оружейный завод.

В 1882 году Мосин получил задание усовершенствовать винтовку системы «Бердан», состоявшую на вооружении тогдашней армии и уже не отвечавшую требованиям времени. Во время Русско-турецкой войны однозарядные берданки оказались недостаточно эффективными.

В 1885 году первая винтовка конструкции Мосина стала лучшей из 119 испытанных систем. Прошло еще шесть лет, и 16 апреля 1891 года император Александр III утвердил образец нового оружия. Однако Мосин не был его единоличным автором. Военный министр Банковский оставил в журнале оружейного дела Артиллерийского комитета резолюцию: «В изготовленном новом образце имеются части, предложенные полковником Роговцевым, комиссией генерала Чагина, капитаном Мосиным и оружейником Наганом, так что целесообразно дать выработанному образцу наименование: русская трехлинейная винтовка образца 1891 года». Название «трехлинейка» происходило от калибра канала ствола, который равен трем линиям (старая мера длины, равная одной десятой дюйма, или 2,54 мм).

За Мосиным были оставлены права на разработанные им отдельные части винтовки, ему присудили Большую Михайловскую премию за выдающиеся разработки по артиллерийско-стрелковой части. В одном из документов указывалось: «Система, предложенная капитаном Мосиным, заслуживает во многих отношениях предпочтения перед системой иностранца Нагана, как по более простому устройству и дешевизне валового изготовления, так и по тому, что с принятием ее на вооружение наши заводы скорее могут приступить к валовому изготовлению ружей».

В 1894 году Сергей Мосин стал начальником Сестрорецкого оружейного завода, и именно там был налажен выпуск модельных образцов трехлинейки. В 1900 году Россия представила трехлинейку на Всемирной выставке в Париже, где винтовка получила высшую награду - «Гран-при». А уже к 1902 году русская армия была практически полностью перевооружена винтовками Мосина. В том же году конструктора не стало: он подхватил воспаление легких и умер. Талантливому оружейнику было всего 52 года...

Его похоронили в почетном месте - в самом центре Сестрорецка, в ограде церкви Святого Петра и Павла. Однако отношение к памяти Мосина оказалось весьма характерным для ХХ века. В начале 1930-х годов храм снесли, а кладбище сровняли с землей. Мосин тогда воспринимался всего лишь царским генералом, а потому речи о сохранении его могилы просто не было...

- В 1941 году сотрудники нашего музея, отмечая 50-летие трехлинейки, отправились на Сестрорецкий завод, где еще были живы люди, которые работали вместе с Мосиным, - рассказала кандидат исторических наук старший научный сотрудник Военно-исторического музея артиллерии Татьяна Ильина. - И там впервые возник вопрос, что надо восстановить могилу оружейника. Но грянула война... После нее поиском захоронения Мосина снова озаботились, тем более что приближалось столетие со дня его рождения. Тогда нашли планы уничтоженного кладбища, определили точное место могилы и обнаружили склеп с останками Мосина. К столетию не успели, и только в 1952 году останки торжественно, с воинскими почестями, перезахоронили на Сестрорецком кладбище, где воздвигли достойный надгробный памятник.

В 1960 году была восстановлена существовавшая до революции премия имени Мосина, присуждавшаяся за достижения в разработке и производстве вооружений и военной техники. Ныне Сергей Мосин - своего рода «бренд» Сестрорецка - пример «государственного человека», радевшего о родине и продемонстрировавшего, как нужно честно трудиться на благо Отечества.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (5822) от 02.11.2016.


Комментарии