Морская дача прима-балерины

В нынешнем году исполнилось 120 лет, как Матильда Кшесинская получила в подарок роскошную дачу в Стрельне. Ныне от той приморской резиденции ничего не осталось: деревянный дом разобрали в 1956 году, а место, где он находился, в начале 2000-х вошло в территорию государственного комплекса «Дворец конгрессов».

Морская дача прима-балерины | Источник   www.liveinternet.ru

Источник www.liveinternet.ru

Все, что уцелело от дачи, можно увидеть сегодня возле музея «Морская Стрельна» – остаток столба электрического уличного освещения и четыре фрагмента бетонной балюстрады с дачной пристани...

Дачу в Стрельне с территорией примерно 10 га балерина получила в августе 1894 года на свой день рождения как неожиданный подарок от великого князя Сергея Михайловича. По земской оценке на 1897 – 1903 гг., недвижимость дачи Кшесинской стоила 20 тыс. рублей.

Спустя месяц к дню рождения Сергея Михайловича балерина ответила ему тоже уникальным подарком. По ее проекту из самородного золота был изготовлен медальон с драгоценным камнем зеленого цвета с вделанной серебряной монетой 1869 года – года рождения великого князя. По самородку была выгравирована надпись: «21 Августа – Маля – 25 Сентября» (Маля – так ласково звали Матильду). Четверть века спустя этот медальон вернут Кшесинской – по нему опознают тело Сергея Михайловича среди алапаевских мучеников...

Двадцать три счастливых года прожила на своей приморской даче Матильда Кшесинская. Весь цвет столицы бывал у нее на праздниках, устраиваемых на берегу моря. Чтобы и в сумерках было приятно находиться на даче, Кшесинская построила электростанцию, освещавшую не только дачный дом, но и приморский парк. Это было великое новшество, ведь прежде во всей Стрельне не было электричества, даже во дворце, который освещался свечами, керосиновыми и масляными лампами.

Здесь, на даче, родился единственный сын Кшесинской, в стрельнинском храме он был крещен Владимиром. Чтобы сын правильно питался и был здоровым, балерина завела корову, на зиму из Стрельны ее перевозили в город, построив рядом с особняком на Троицкой площади хлев. Кшесинская на даче даже... выращивала грибы, собирая, как отмечалось в журнале «Столица и усадьба» в 1914 году, «по 345 грибов в одно утро». Музею «Морская Стрельна» удалось разыскать потомков садовника Юлиана Цизмера и коровницы с дачи Кшесинской, которые поделились воспоминаниями своих предков.

В Свято-Троицком Сергиевом монастыре, который находился рядом со Стрельной, Матильда Феликсовна в 1913 году похоронила свою маму, построив часовню и склеп на монастырском кладбище. Каменная часовня внутри была обложена мрамором и украшена мозаичными иконами, бронзовую дверь отлил придворный художник Хлебников. Вносила балерина и большие пожертвования в пользу монастыря. В обширном склепе Кшесинская и для себя подготовила место... Ни часовня, ни склеп не сохранились до наших дней.

Со стрельнинской дачей Кшесинской связана и тайна сокровищ балерины, спрятанных ею в 1917 году. Она до сих пор не разгадана. Но главное наше сокровище – это сама память о Матильде Кшесинской. Еще в 2000 года в «Морской Стрельне» экспонировалась модель памятника балерине работы скульптора Радика Ширгалина. Но до сих пор в нашем городе нет памятника Кшесинской, обладавшей званием первой и единственной прима-балерины Императорских театров...

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (5365) от 19.12.2014.


Комментарии