Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

«В начале текущего года в Петербурге было замечено появление фальшивой серебряной монеты. В одной из казенных винных лавок на Петербургской стороне в уплату за водку был дан фальшивый полтинник. По справкам оказалось, что монета эта успела уже пройти через несколько рук и первоначально была получена легковым извозчиком от какого-то седока» - так в номере «Петербургского листка» от 24 октября 1903 года рассказывалось о начале истории, завершившейся судебным приговором.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики | Фото: Vovka / pixabay

Фото: Vovka / pixabay

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках». Причем все - на Васильевском острове.

В январе в помойной яме во дворе одного из домов по 16-й линии тряпичник Сорокин обнаружил увесистый сверток, в котором насчитали ровно двести тридцать 20-копеечных монет, очень подозрительных на вид. Как должна выглядеть настоящая мелкая монета, трудовому люду было известно досконально; кроме того, необычное место находки естественным образом вызвало обоснованные подозрения.

Вскоре недалеко, на 12-й линии, дети, играя в садике, выкопали из-под снега 13 полтинников и 3 двугривенных. Позже, очищая от снега один из огородов на Среднем проспекте, крестьяне наткнулись на сверток. Развернули и обнаружили в нем 122 двугривенных. Находки поступали в полицию, и каждый раз выяснялось, что все найденные монеты изготовлены из олова.

Каким путем оловянное «серебро» оказывалось в столь необычных местах? Можно предположить, что фальшивомонетчики, заподозрив слежку, сбрасывали опасный груз в удобном месте, тем самым избегая возможной поимки с поличным. В пользу этой версии говорил следующий случай.

Одного из подозреваемых в изготовлении фальшивых денег задержали благодаря бдительности ночного извозчика: ему в свете ночного фонаря не приглянулась монета, полученная в уплату за поездку. Он попробовал ее на зуб и уверенно сказал: «Нет, нам таких денег не надо, двадцать-то копеек фальшивые!». Через ближайшего дворника извозчик позвал городового, подозрительного седока задержали и повезли в участок.

«Незнакомец уселся в сани и, когда лошадь тронулась, выпустил что-то незаметно из рук. Послышался звон монеты от падения на камни», - сообщалось в «Петербургском листке». На этот раз мошеннику не повезло: на пути не оказалось ни помойной ямы, ни сугроба. Монеты предательски выдали себя, и городовой подобрал сверток.

Задержанный оказался крестьянином Василием Никитиным. При обыске его квартиры на Большой Пушкарской улице были найдены два куска олова и два «металлических штампа» с оттисками цифр. Плохо жулик заметал следы... Полиция выяснила его прежний адрес, и там нашли форму из двух кусков гипса с оттисками рублей чекана 1896 и 1901 годов.

Однако уличенный фальшивомонетчик признался только в сбыте готовой продукции и беззастенчиво сдал подельника, сообщив, что монету ему поставлял знакомый крестьянин Николай Макушин. Полиция отправилась к нему, в его жилище на 14-й линии Васильевского острова, и действительно нашла все необходимые атрибуты.

23 октября 1903 года подельники предстали перед столичным окружным судом. Попытки свалить вину друг на друга не помогли. Присяжные вынесли обвинительный вердикт. Злоумышленников приговорили к лишению всех прав состояния и каторге на четыре года каждого. Вещественное доказательство - фальшивую монету - отправили в Государственное казначейство «для истребления».

#фальсификация #деньги #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (6343) от 14.12.2018 под заголовком «Монеты из сугроба».


Комментарии