Монастырские ассамблеи: зеркало политической драмы 1718 года
В выпуске «Наследия» от 20 сентября мы рассказывали, с какого события в 1718 году начался официальный отсчет петербургских ассамблей. Внимательные читатели обратили внимание, что именно тогда проходило следствие по делу царевича Алексея Петровича, закончившееся его гибелью 26 июня.
ФОТО Yash Bhargava on Unsplash
Розыск и допросы вельмож из его ближайшего окружения продолжались еще несколько месяцев после его гибели. Тем не менее это не помешало проводить ассамблеи: первая из них состоялась 2 декабря 1718 года. Следующие четыре ассамблеи проводили через день (4, 6, 7 и 9 декабря), затем был недельный перерыв до 16 декабря.
Описания первых декабрьских ассамблей 1718 года не сохранились, хотя можно предположить, что вряд ли на них царило веселье. 8 декабря — в день между двумя ассамблеями — на Троицкой площади по делу царевича Алексея казнили стольника Абрама Лопухина, духовника царевича Якова Игнатьева, Ивана Афанасьева-Большого, Федора Дубровского и дьяка Федора Воронова.
Французский консул Анри де Лави сообщил своему правительству, что «час спустя после вышеописанной казни его царское величество созвал членов Сената и объявил им, что, наказав государственных преступников, он теперь обратится к наказанию тех пиявок, которые по своей алчности обогатились имуществом своего правосудного государя и его подданных, интересами которых он всего более дорожит».
21 декабря француз вместе с другими иностранными дипломатами был приглашен на ассамблею в доме К. И. Крюйса, где заметил, что «главные из обвиняемых сановников, тоже бывшие на вечере, были очень задумчивы и грустны, несмотря на их старание скрыть свое горе»…
Через несколько лет ассамблеи перестали быть только петербургским явлением. На московских ассамблеях собирались главным образом вельможи и военные, которые прибывали на них вместе с семьями. Приглашали также иностранных специалистов и дипломатов.
В 1723 году была сделана попытка распространить новые формы общения среди духовенства, когда указом Синода ассамблеи учредили в московских монастырях. 29 декабря состоялась ассамблея в Донском монастыре. Она была устроена для архиепископов московских монастырей, служителей синодальной конторы, в ней участвовали вице-президент Синода Феодосий Яновский и архиепископ Крутицкий Леонид. Затем последовали ассамблеи и в других московских обителях. Однако в духовной среде петровские новации вызывали острое чувство неприятия, и вскоре подобные мероприятия прекратились.
После смерти в январе 1725 года первого российского императора внесословный принцип организации публичного досуга вскоре исчез. На смену ассамблеям пришли иные формы общения и развлечения.
Читайте также:
В Новую Ладогу пойдёшь — на ярмарку попадёшь. Возрождение «самой большой ярмарки в губернии»
Узник нумерных казарм. В крепости Орешек проходит выставка о царе Иоанне Антоновиче
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (7768) от 11.10.2024 под заголовком «Монастырские ассамблеи».
Комментарии