Много Чёрных речек. Как на карте Петербурга появились новые названия водоёмов
В июле 1864 года был подписан именной указ императора Александра II «О переименовании четырех речек, существующих в С.‑Петербурге под одним именем «Черной речки». На карте Петербурга появились Монастырская, Екатерингофская и Смоленская речки.
ФОТО Sergei Sviridov on Unsplash
Со второй половины XIX века названия столичных улиц официально утверждались высочайшими указами, а вот имена водных протоков за малым исключением продолжали закрепляться и меняться стихийно. Однако иногда и здесь без властной инициативы было не обойтись.
Дабы «устранить неудобства от смешивания их одной с другою», указом повелевалось оставить Черную речку в Выборгской части под прежним названием, речку в Нарвской части назвать Екатерингофской (по дворцу Екатерингоф), речку в Каретной части именовать Монастырской (по Александро-Невской лавре), а речку в Васильевской части сделать Смоленской (по одноименному кладбищу). Народное творчество очень быстро сократило новые названия до знакомых нам форм — Монастырка, Екатерингофка и Смоленка.
Символично, что без изменения было оставлено название именно той речки, которая в нашей истории навсегда связана с трагической гибелью Пушкина. Бытовала и городская легенда, согласно которой жандармы, якобы посланные не допустить дуэли, запутались в Черных речках и прискакали не то к Екатерингофу, не то на Волково поле…
Что же касается царского указа, то выполнить его было совсем не просто. Так, Черная речка в Каретной части уже тогда была разделена надвое Обводным каналом. Хотя указ как будто подразумевал, что в черте города она переименовывается целиком, название Монастырка закрепилось только за северной ее частью, огибающей территорию лавры. О ее прежнем имени по сей день напоминает Чернорецкий переулок.
Южный же участок водотока, от Обводного до тогдашней границы Петербурга у мусульманского кладбища, продолжали называть Черной речкой. Затем этот участок переименовали в Волковку — по старинной Волковой деревне. Этот топоним появился после высочайшего указа 16 апреля 1877 года, однако за городской чертой название Черная речка сохранялось, «отодвигаясь» все дальше и дальше по мере роста города. Сейчас Черной речки в этом районе нет совсем. Спрямленный участок Волковки от Балканской площади до улицы Фучика называют также Волковским каналом.
Вообще в нашей болотистой местности всегда хватало речек и ручьев с темной, «торфяной» водой. Поэтому название Черная речка было очень популярным в Петербурге и окрестностях. Какое‑то время оно бытовало и в отношении реки Кривуши, позже превратившейся в Екатерининский канал. Реку Охту шведы называли Сварте бекен — тоже Черная речка. А ее ныне засыпанный приток, протекавший на Большой Охте, русские окрестили Чернавкой.
В нынешних границах «большого» Петербурга и сейчас остается немало Черных речек: в Петергофе, Павловске, Лисьем Носу. Самая «историческая» из пригородных, пожалуй, Черная речка в Курортном районе, образованная слиянием Гладышевки и Рощинки. Ее русское имя можно было встретить на картах еще с петровских времен. Шведы и финны называли эту реку Ваммел-йоки. Когда в 1950 году на «финской» части Карельского перешейка менялись названия природных объектов, историческое русское название этой речки было восстановлено.
Есть у нас и две Черные реки, в названиях которых не закрепилась уменьшительная форма. Через поселок Песочный протекает река Черная, впадающая в Сестрорецкий Разлив. Более скромна по размерам, но не по названию другая река Черная, впадающая в Каменку на северной окраине Юнтоловского заказника.
Читайте также:
Рассматриваем фотографию реки Екатерингофки, сделанную до 1914 года
Освобожденная Нева: возобновление судоходства после блокады
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (7728) от 16.08.2024 под заголовком «Много Черных речек».
Комментарии