Миллионер поневоле

В Государственном театральном музее имени А. Бахрушина в Москве хранится пожелтевшая карандашная рукопись директора Императорских театров В. А. Теляковского. В ней, в частности, он описывает некоторые богатые петербургские дома конца XIX века, которые посещал, будучи молодым конногвардейцем. Достоверность этих историй не вызывает сомнений.

Миллионер поневоле | Этот особняк своим обликом напоминает итальянские палаццо эпохи возрождения. <br>ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Этот особняк своим обликом напоминает итальянские палаццо эпохи возрождения.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Один из героев его повествования – меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцов. Он родился в 1834 году, окончил 1-ю московскую гимназию и юридический факультет Московского императорского университета. Служил скромным чиновником Министерства иностранных дел, как вдруг в 46 лет получил от дальнего родственника большое наследство – около 12 миллионов рублей.

«Купив дом на Сергиевской (ныне ул. Чайковского. – И. Г.), он поселился там со своими двумя старыми некрасивыми сестрами, заново его отделал и стал задавать пиры, – писал Теляковский о Нечаеве-Мальцове. – Потолок в большом зале был украшен картиной Семирадского (один из крупнейших представителей позднего академизма. – И. Г.), картины художника были также вделаны в стены гостиной, причем одна из них, которая приходилась на одностворчатую дверь, была даже прорезана».

Речь идет о перестройке здания, выполненной в 1883 – 1884 годах по заказу нового владельца архитектором Л. Н. Бенуа. Тогда интерьеры были оформлены в стиле рококо.

До Нечаева-Мальцова дом, возведенный в 1844 – 1846 годах по проекту архитекторов Г. А. Боссе и Р. И. Кузьмина, принадлежал сначала князю Л. В. Кочубею, сыну министра внутренних дел В. П. Кочубея, а затем Г. С. Строганову – правнуку президента Императорской академии художеств графа А. С. Строганова.

«О балах и обедах Нечаева ходили легенды, – читаем дальше у Теляковского. – Трюфелей гостям предлагали брать сколько угодно, чуть не на вынос. Вина всякого сорта и звания было разливное море. На балах за котильоном, не считая громадных корзин цветов прямо из Ниццы, доставляемых вагонами, давали ценные подарки. В зимнем саду в прудах плавали рыбы, словом, было все. Но кто-то из недовольных критиковал эти балы, потому что не было... качелей. Я думаю, что добрейший Ю. С. Нечаев-Мальцов завел бы и качели и даже американские горки, если бы его побольше попросили.

Нечаевы очень долго ждали фортуны – она улыбнулась им в преклонных годах, и они торопились насладиться счастьем, которое дают упавшие с неба деньги. Счастьем своим они хотели поделиться и с другими, и часто это выходило комично, хотя и искренне. Над ними и братом в Петербурге смеялись, но трюфеля за обе щеки уписывали».

Удивительно, что петербургское общество, подсмеиваясь над богатым чудаком Юрием Степановичем, не интересовалось его другой деятельностью. Ведь он вошел в историю как человек, подаривший России Музей изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) в Москве. Не только пожертвовав на его строительство основную сумму (более 2 миллионов рублей), но и активно участвуя в величественном оформлении здания. Марина Цветаева в своих воспоминаниях отмечала: «...когда в 1905 году его [Нечаева-Мальцева] заводы стали, тем нанося ему несметные убытки, он ни рубля не урезал у музея».

На кадрах кинохроники, которую снимали в день торжественного открытия музея 31 мая 1912 года, можно разглядеть пожилого скромного седого господина. Это и есть Ю. С. Нечаев-Мальцов – великий меценат, отдавший две трети своего состояния на благотворительность. Он сделал еще много полезных дел: строил церкви, богадельни, основал во Владимире техническое училище. Большие деньги, внезапно полученные, как видим, шли не только на пиры...

После смерти в 1913 году Ю. С. Нечаева дом на Сергиевской перешел к его дальнему родственнику, а в 1918-м был национализирован. В 1920-х годах в особняке размещался Петроградский окружной фотокинокомитет, внутри особняка были оборудованы съемочные павильоны, где велись подготовка и съемка первых советских художественных фильмов. С 1933 года в здании размещался Смольнинский райисполком, в период 1936 – 1995 гг. – исполком Дзержинского районного совета и районная прокуратура. Ныне здесь – Главное управление МВД Российской Федерации по СЗФО.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (5512) от 31.07.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».