Метро за пять копеек

15 ноября считается днем рождения ленинградского метрополитена. В этот день в 1955 году открылось регулярное движение первой очереди подземки - от «Площади Восстания» до «Автово». В шесть утра пошли составы без пассажиров, в полдень на станции «Площадь Восстания» начался праздничный митинг, а в 13.08 первый поезд с почетными гостями отправился по новой трассе... А незадолго до того, в дни ноябрьских праздников, пассажиров возили по специальным пригласительным билетам, выдававшимся на предприятиях и в учебных заведениях. В первую очередь - передовикам производства, ударникам и отличникам.

Метро за пять копеек | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сегодня ощутить себя одним из тех счастливчиков может каждый, кто переступит порог Интерактивного центра истории метрополитена. Расположен он в двух шагах от станции метро «Приморская», на улице Одоевского, 29. Музей доступен всем, но поскольку он ведомственный, то только по предварительной записи и в составе организованных групп. Впрочем, это не самые сложные препятствия, которые придется преодолеть, потому что визит сюда того стоит.

С самого входа посетитель оказывается в интерьерах первых станций, открытых шестьдесят два года назад. Фрагмент кассового зала «Автово», путевая стена, декорированная так же, как и шестьдесят два года назад...

- Восемь первых станций метро (всего в нашей подземке их сейчас 67) с 2011 года находятся под охраной государства как памятники культурного наследия. Поэтому одной из своих задач мы считаем воспитание бережного отношения к облику метро, особенно у молодого поколения, - говорит директор интерактивного центра Виктор Червяков.

Впрочем, про восприятие этого облика, конечно, можно спорить. Вряд ли пошли ему на пользу огромные рекламные щиты да и яркие цветные «навигационные» полосы с названиями станций, появившиеся лет десять назад, совершенно несоответствующие тому, что задумывали архитекторы. Многие старые станции, представлявшие собой настоящие дворцы, потеряли часть своей первозданной красоты...

Что же касается интерактивного центра, то здесь можно ощутить себя и диспетчером, и машинистом, причем получить полное представление, что ты управляешь поездом. С помощью интерактивной строительной клети погрузиться на глубину более чем 60 метров в слои кембрийской глины и встретиться с метростроителем. Наглядно увидеть на одном из действующих макетов принципы действия подземки: четыре вагона образца 1960-х годов движутся по тоннелю, въезжают на станции разных типов, отправляются на ночной отстой в депо...

Проходя по залам, понимаешь: питерская подземка не просто самый удобный транспорт, но еще и любопытные страницы истории. В интерактивном центре можно увидеть, например, рассекреченные документы 1944 года о начале строительства метро. Есть экспозиция «Размыв», рассказывающая о подземной реке, которая в конце 1995 года разорвала красную ветку между «Площадью Мужества» и «Лесной» и на восемь лет изменила привычную жизнь северной части города. Экспонатом стала даже табличка 80-го автобуса, маршрут которого связывал две части разорванной ветки подземки.

А многие ли могут себе представить, что когда-то в метро не было турникетов? И пассажиры покупали обычные бумажные билеты, как на трамвай или автобус. Билеты продавались как по одному, так и книжечкой по десять штук. А у входа на эскалаторы стояли контролеры...

Самые первые турникеты - простейшие механические вертушки - появились в 1958 году. Тогда проезд стоил 50 копеек, и поскольку таких монет не было, в 1958 году впервые появились жетоны. По ним ездили три года. После денежной реформы 1961 года проезд в подземке стал стоить пять копеек. Тогда же появились и большие монеты - медные пятаки, которыми расплачивались в метро тридцать лет. Потом цена стала меняться, и опять появились жетоны. Вот такой круговорот!

Первые автоматические турникеты появились в конце 1960-х годов. Многие помнят их коварство: одно неверное движение, и створки сразу же прихватывают вас. Помните, как волку из мультфильма «Ну, погоди!» оторвало кусок хвоста?

С середины 1990-х годов подобные устройства стали уступать место турникетам нового поколения, с вертушкой другой конструкции. Они были непривычные и поначалу вызывали очереди на входе. Но прошло время, и люди привыкли. А в Москве до сих пор на многих станциях подземки пользуются турникетами старого образца.

...Недавно в музей пришла группа шестиклассников. Ребята слушали экскурсию - речь шла об открытии первой линии метро, как вдруг одна из школьниц, Анастасия Иванова, показывая на фотографию первых машинистов, воскликнула: «Да это же мой дедушка! Его зовут Николай Тихонович Ермаков...». Так что связь времен действительно существует.

#музей метро #история #турникеты

Комментарии