Метро за пять копеек

15 ноября считается днем рождения ленинградского метрополитена. В этот день в 1955 году открылось регулярное движение первой очереди подземки - от «Площади Восстания» до «Автово». В шесть утра пошли составы без пассажиров, в полдень на станции «Площадь Восстания» начался праздничный митинг, а в 13.08 первый поезд с почетными гостями отправился по новой трассе... А незадолго до того, в дни ноябрьских праздников, пассажиров возили по специальным пригласительным билетам, выдававшимся на предприятиях и в учебных заведениях. В первую очередь - передовикам производства, ударникам и отличникам.

Метро за пять копеек | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сегодня ощутить себя одним из тех счастливчиков может каждый, кто переступит порог Интерактивного центра истории метрополитена. Расположен он в двух шагах от станции метро «Приморская», на улице Одоевского, 29. Музей доступен всем, но поскольку он ведомственный, то только по предварительной записи и в составе организованных групп. Впрочем, это не самые сложные препятствия, которые придется преодолеть, потому что визит сюда того стоит.

С самого входа посетитель оказывается в интерьерах первых станций, открытых шестьдесят два года назад. Фрагмент кассового зала «Автово», путевая стена, декорированная так же, как и шестьдесят два года назад...

- Восемь первых станций метро (всего в нашей подземке их сейчас 67) с 2011 года находятся под охраной государства как памятники культурного наследия. Поэтому одной из своих задач мы считаем воспитание бережного отношения к облику метро, особенно у молодого поколения, - говорит директор интерактивного центра Виктор Червяков.

Впрочем, про восприятие этого облика, конечно, можно спорить. Вряд ли пошли ему на пользу огромные рекламные щиты да и яркие цветные «навигационные» полосы с названиями станций, появившиеся лет десять назад, совершенно несоответствующие тому, что задумывали архитекторы. Многие старые станции, представлявшие собой настоящие дворцы, потеряли часть своей первозданной красоты...

Что же касается интерактивного центра, то здесь можно ощутить себя и диспетчером, и машинистом, причем получить полное представление, что ты управляешь поездом. С помощью интерактивной строительной клети погрузиться на глубину более чем 60 метров в слои кембрийской глины и встретиться с метростроителем. Наглядно увидеть на одном из действующих макетов принципы действия подземки: четыре вагона образца 1960-х годов движутся по тоннелю, въезжают на станции разных типов, отправляются на ночной отстой в депо...

Проходя по залам, понимаешь: питерская подземка не просто самый удобный транспорт, но еще и любопытные страницы истории. В интерактивном центре можно увидеть, например, рассекреченные документы 1944 года о начале строительства метро. Есть экспозиция «Размыв», рассказывающая о подземной реке, которая в конце 1995 года разорвала красную ветку между «Площадью Мужества» и «Лесной» и на восемь лет изменила привычную жизнь северной части города. Экспонатом стала даже табличка 80-го автобуса, маршрут которого связывал две части разорванной ветки подземки.

А многие ли могут себе представить, что когда-то в метро не было турникетов? И пассажиры покупали обычные бумажные билеты, как на трамвай или автобус. Билеты продавались как по одному, так и книжечкой по десять штук. А у входа на эскалаторы стояли контролеры...

Самые первые турникеты - простейшие механические вертушки - появились в 1958 году. Тогда проезд стоил 50 копеек, и поскольку таких монет не было, в 1958 году впервые появились жетоны. По ним ездили три года. После денежной реформы 1961 года проезд в подземке стал стоить пять копеек. Тогда же появились и большие монеты - медные пятаки, которыми расплачивались в метро тридцать лет. Потом цена стала меняться, и опять появились жетоны. Вот такой круговорот!

Первые автоматические турникеты появились в конце 1960-х годов. Многие помнят их коварство: одно неверное движение, и створки сразу же прихватывают вас. Помните, как волку из мультфильма «Ну, погоди!» оторвало кусок хвоста?

С середины 1990-х годов подобные устройства стали уступать место турникетам нового поколения, с вертушкой другой конструкции. Они были непривычные и поначалу вызывали очереди на входе. Но прошло время, и люди привыкли. А в Москве до сих пор на многих станциях подземки пользуются турникетами старого образца.

...Недавно в музей пришла группа шестиклассников. Ребята слушали экскурсию - речь шла об открытии первой линии метро, как вдруг одна из школьниц, Анастасия Иванова, показывая на фотографию первых машинистов, воскликнула: «Да это же мой дедушка! Его зовут Николай Тихонович Ермаков...». Так что связь времен действительно существует.

#музей метро #история #турникеты

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.

Февральская революция. Точка невозврата
01 Марта 2017

Февральская революция. Точка невозврата

Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская револ...