Метро за пять копеек

15 ноября считается днем рождения ленинградского метрополитена. В этот день в 1955 году открылось регулярное движение первой очереди подземки - от «Площади Восстания» до «Автово». В шесть утра пошли составы без пассажиров, в полдень на станции «Площадь Восстания» начался праздничный митинг, а в 13.08 первый поезд с почетными гостями отправился по новой трассе... А незадолго до того, в дни ноябрьских праздников, пассажиров возили по специальным пригласительным билетам, выдававшимся на предприятиях и в учебных заведениях. В первую очередь - передовикам производства, ударникам и отличникам.

Метро за пять копеек | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сегодня ощутить себя одним из тех счастливчиков может каждый, кто переступит порог Интерактивного центра истории метрополитена. Расположен он в двух шагах от станции метро «Приморская», на улице Одоевского, 29. Музей доступен всем, но поскольку он ведомственный, то только по предварительной записи и в составе организованных групп. Впрочем, это не самые сложные препятствия, которые придется преодолеть, потому что визит сюда того стоит.

С самого входа посетитель оказывается в интерьерах первых станций, открытых шестьдесят два года назад. Фрагмент кассового зала «Автово», путевая стена, декорированная так же, как и шестьдесят два года назад...

- Восемь первых станций метро (всего в нашей подземке их сейчас 67) с 2011 года находятся под охраной государства как памятники культурного наследия. Поэтому одной из своих задач мы считаем воспитание бережного отношения к облику метро, особенно у молодого поколения, - говорит директор интерактивного центра Виктор Червяков.

Впрочем, про восприятие этого облика, конечно, можно спорить. Вряд ли пошли ему на пользу огромные рекламные щиты да и яркие цветные «навигационные» полосы с названиями станций, появившиеся лет десять назад, совершенно несоответствующие тому, что задумывали архитекторы. Многие старые станции, представлявшие собой настоящие дворцы, потеряли часть своей первозданной красоты...

Что же касается интерактивного центра, то здесь можно ощутить себя и диспетчером, и машинистом, причем получить полное представление, что ты управляешь поездом. С помощью интерактивной строительной клети погрузиться на глубину более чем 60 метров в слои кембрийской глины и встретиться с метростроителем. Наглядно увидеть на одном из действующих макетов принципы действия подземки: четыре вагона образца 1960-х годов движутся по тоннелю, въезжают на станции разных типов, отправляются на ночной отстой в депо...

Проходя по залам, понимаешь: питерская подземка не просто самый удобный транспорт, но еще и любопытные страницы истории. В интерактивном центре можно увидеть, например, рассекреченные документы 1944 года о начале строительства метро. Есть экспозиция «Размыв», рассказывающая о подземной реке, которая в конце 1995 года разорвала красную ветку между «Площадью Мужества» и «Лесной» и на восемь лет изменила привычную жизнь северной части города. Экспонатом стала даже табличка 80-го автобуса, маршрут которого связывал две части разорванной ветки подземки.

А многие ли могут себе представить, что когда-то в метро не было турникетов? И пассажиры покупали обычные бумажные билеты, как на трамвай или автобус. Билеты продавались как по одному, так и книжечкой по десять штук. А у входа на эскалаторы стояли контролеры...

Самые первые турникеты - простейшие механические вертушки - появились в 1958 году. Тогда проезд стоил 50 копеек, и поскольку таких монет не было, в 1958 году впервые появились жетоны. По ним ездили три года. После денежной реформы 1961 года проезд в подземке стал стоить пять копеек. Тогда же появились и большие монеты - медные пятаки, которыми расплачивались в метро тридцать лет. Потом цена стала меняться, и опять появились жетоны. Вот такой круговорот!

Первые автоматические турникеты появились в конце 1960-х годов. Многие помнят их коварство: одно неверное движение, и створки сразу же прихватывают вас. Помните, как волку из мультфильма «Ну, погоди!» оторвало кусок хвоста?

С середины 1990-х годов подобные устройства стали уступать место турникетам нового поколения, с вертушкой другой конструкции. Они были непривычные и поначалу вызывали очереди на входе. Но прошло время, и люди привыкли. А в Москве до сих пор на многих станциях подземки пользуются турникетами старого образца.

...Недавно в музей пришла группа шестиклассников. Ребята слушали экскурсию - речь шла об открытии первой линии метро, как вдруг одна из школьниц, Анастасия Иванова, показывая на фотографию первых машинистов, воскликнула: «Да это же мой дедушка! Его зовут Николай Тихонович Ермаков...». Так что связь времен действительно существует.

#музей метро #история #турникеты

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».