«Медный всадник» на сцене Мариинки. Рождение гимна Петербурга
14 марта 1949 года в Кировском (ныне Мариинском) театре состоялась премьера балета Рейнгольда Глиэра «Медный всадник». Как отмечалось в прессе, театру, бесспорно, удалось создать «яркий патриотический спектакль, донести до зрителя его идейное содержание». Написанный для спектакля «Гимн великому городу» ныне является официальным гимном Петербурга.
Оформление спектакля выглядит достаточно тяжеловесно, однако надо отдать должное исторической точности в изображении Петербурга пушкинских времен, проявленной сценографами./Репродукция/ФОТО автора
Черновые наброски композитора, связанные с этим балетом, относятся к концу 1930‑х годов, когда либретто еще не существовало. В 1941 году театровед Петр Аболимов написал сценарий и предложил его труппе Театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Сценарий одобрили, но началась война и работу пришлось отложить.
Осенью 1944 года Глиэр вернулся к «Медному всаднику». Спустя два года он получил от Аболимова окончательный вариант сценария, а от руководства Кировского театра — официальный заказ на музыку. В отличие от пушкинской поэмы, в которой только два героя — Евгений и Параша, а сюжет сводился к несчастной истории любви бедного чиновника, в балете появилось множество различных персонажей. В драматургическую ткань поэмы были вплетены эпизоды исторической повести Пушкина «Арап Петра Великого», в частности, сцена ассамблеи.
«Переложить поэму Пушкина на язык танца и пантомимы — дело нелегкое, — говорилось в рецензии, опубликованной в газете «Вечерний Ленинград». — Однако автор композиции и постановщик лауреат Сталинской премии заслуженный деятель искусств Р. В. Захаров уже не раз проявил себя в удачной разработке пушкинских тем для балетной сцены». Действительно, Ростислав Захаров, приглашенный в постановку балетмейстером, использовал в «Медном всаднике» самый широкий круг танцевальных форм — от жанровых танцев до драматических монологов.
Горожане очень тепло приняли спектакль. Многие зрители посчитали, что изображенное в нем рождение Петербурга не что иное, как символ города-героя, стремительно восстановленного после войны. Балетовед Мариэтта Франгопуло называла происходящее на сцене «большим и волнующим событием театральной жизни Ленинграда».
В балете участвовали лучшие силы Кировского театра. Партию Параши исполняли Наталия Дудинская, Татьяна Вечеслова, Алла Шелест, Нинелла Кургапкина, Евгения — Константин Сергеев, Борис Брегвадзе, Всеволод Ухов.
«Декорации выше всяких похвал — они выполнены с подлинно вдохновенным мастерством, — отмечалось на страницах «Вечерки». — С большим вкусом и знанием эпохи подобраны костюмы. Лишь комната Евгения сделана художником несколько казенно, чопорно и мало похожа на жилище бедного чиновника». Покритиковала газета спектакль и за финал: он-де мог быть гораздо более торжественным, ожидаемого апофеоза не получилось.
Постановка балета была приурочена к отмечавшемуся в 1949 году по всей стране 150‑летию со дня рождения Пушкина. Вскоре, 27 июня, состоялась премьера в московском Большом театре, где в партии Параши выступила Галина Уланова.
В последующее десятилетие балет с успехом был поставлен во многих городах страны и за рубежом. Хотя тут уже звучали и не очень восторженные голоса. Едва ли не большинство упреков было адресовано Ростиславу Захарову. Критик Виктор Ивинг после московской премьеры отмечал: «Музыка рисует чувства, а балетмейстер — положения. Музыка требует танца, а балетмейстер дает немую картину».
Балетовед Наталья Чернова упрекала Захарова еще более резко: «Балет превратился в ряд отдельных иллюстративных картин. Предыстория Петербурга выросла в самостоятельное зрелище. Статичность как бы позволила балетмейстеру отказаться от танца. В балете возобладала пантомима, и притом бытовая — балетмейстер ведь пытался показать эпоху исторически конкретно».
На сцене Кировского театра спектакль был показан 374 раза. Затем последовал тридцатилетний перерыв, и вновь «Медный всадник» вернулся на сцену Мариинки 31 марта 2016 года. Новую версию балета Рейнгольда Глиэра предложил молодой хореограф Юрий Смекалов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 57 (7633) от 29.03.2024 под заголовком «Пушкин на языке пантомимы».
Комментарии