«Медный всадник» на сцене Мариинки. Рождение гимна Петербурга

14 марта 1949 года в Кировском (ныне Мариинском) театре состоялась премьера балета Рейнгольда Глиэра «Медный всадник». Как отмечалось в прессе, театру, бесспорно, удалось создать «яркий патриотический спектакль, донести до зрителя его идейное содержание». Написанный для спектакля «Гимн великому городу» ныне является официальным гимном Петербурга.

«Медный всадник» на сцене Мариинки. Рождение гимна Петербурга | ​Оформление спектакля выглядит достаточно тяжеловесно, однако надо отдать должное исторической точности в изображении Петербурга пушкинских времен, проявленной сценографами./Репродукция/ФОТО автора

​Оформление спектакля выглядит достаточно тяжеловесно, однако надо отдать должное исторической точности в изображении Петербурга пушкинских времен, проявленной сценографами./Репродукция/ФОТО автора

Черновые наброски композитора, связанные с этим балетом, относятся к концу 1930‑х годов, когда либретто еще не существовало. В 1941 году театровед Петр Аболимов написал сценарий и предложил его труппе Театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Сценарий одобрили, но началась война и работу пришлось отложить.

Осенью 1944 года Глиэр вернулся к «Медному всаднику». Спустя два года он получил от Аболимова окончательный вариант сценария, а от руководства Кировского теат­ра — официальный заказ на музыку. В отличие от пушкинской поэмы, в которой только два героя — Евгений и Параша, а сюжет сводился к несчастной истории любви бедного чиновника, в балете появилось множество различных персонажей. В драматургическую ткань поэмы были вплетены эпизоды исторической повести Пушкина «Арап Петра Великого», в частнос­ти, сцена ассамблеи.

«Переложить поэму Пушкина на язык танца и пантомимы — дело нелегкое, — говорилось в рецензии, опубликованной в газете «Вечерний Ленинград». — Однако автор композиции и постановщик лауреат Сталинской премии заслуженный деятель искусств Р. В. Захаров уже не раз проявил себя в удачной разработке пушкинских тем для балетной сцены». Действительно, Рости­слав Захаров, приглашенный в постановку балетмейстером, использовал в «Медном всаднике» самый широкий круг танцевальных форм — от жанровых танцев до драматических монологов.

Горожане очень тепло приняли спектакль. Многие зрители посчитали, что изображенное в нем рождение Петербурга не что иное, как символ города-героя, стремительно восстановленного после войны. Балетовед Мариэтта Франгопуло называла происходящее на сцене «большим и волнующим событием театральной жизни Ленинграда».

В балете участвовали лучшие силы Кировского театра. Партию Параши исполняли Наталия Дудинская, Татьяна Вечеслова, Алла Шелест, Нинелла Кургапкина, Евгения — Константин Сергеев, Борис Брегвадзе, Всеволод Ухов.

«Декорации выше всяких похвал — они выполнены с подлинно вдохновенным мастерством, — отмечалось на страницах «Вечерки». — С большим вкусом и знанием эпохи подобраны костюмы. Лишь комната Евгения сделана художником несколько казенно, чопорно и мало похожа на жилище бедного чиновника». Покритиковала газета спектакль и за финал: он-де мог быть гораздо более торжественным, ожидаемого апофеоза не получилось.

Постановка балета была приурочена к отмечавшемуся в 1949 году по всей стране 150‑летию со дня рождения Пушкина. Вскоре, 27 июня, состоялась премьера в московском Большом театре, где в партии Параши выступила Галина Уланова.

В последующее десятилетие балет с успехом был поставлен во многих городах страны и за рубежом. Хотя тут уже звучали и не очень восторженные голоса. Едва ли не большинство упреков было адресовано Ростиславу Захарову. Критик Виктор Ивинг ­после московской премьеры отмечал: «Музыка рисует чувства, а балетмейстер — положения. Музыка требует танца, а балетмейстер дает немую картину».

Балетовед Наталья Чернова упрекала Захарова еще более резко: «Балет превратился в ряд отдельных иллюстративных картин. Предыстория Петербурга выросла в самостоятельное зрелище. Статичность как бы позволила балетмейстеру отказаться от танца. В балете возобладала пантомима, и притом бытовая — балетмейстер ведь пытался показать эпоху исторически конкретно».

На сцене Кировского театра спектакль был показан 374 раза. Затем последовал тридцатилетний перерыв, и вновь «Медный всадник» вернулся на сцену Мариинки 31 марта 2016 года. Новую версию балета Рейнгольда Глиэра предложил молодой хореограф Юрий Смекалов.


#история #гимн #медный всадник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 57 (7633) от 29.03.2024 под заголовком «Пушкин на языке пантомимы».


Комментарии