Работниками завода Новицкого массово производились типовые памятники. Почему?
На фото предреволюционных лет — работники петербургского художественного металлолитейного завода Эдмунда Эдуардовича Новицкого на фоне своей скульптурной продукции. Лишнее подтверждение тому, что массовое производство типовых памятников вовсе не является изобретением советского времени, как кому‑то кажется.
Репродукция. ФОТО Юрия МАНОЙЛЕНКО
…В 1911 году в Российской империи готовились широко отметить полувековой юбилей отмены крепостного права. Программа торжественных мероприятий предполагала открытие памятников царю-освободителю Александру II в волостях, уездах и губерниях по всей стране.
Спрос рождает предложение. Предпринимателю Эдмунду Новицкому, владевшему металлолитейным заведением в столице, и пришла в голову блестящая бизнес-идея: обеспечить предстоящие празднества дешевыми и массовыми монументальными изделиями, посвященными «незабвенной в русском народе памяти» государя, подписавшего Манифест 19 февраля 1861 года.
«Эдмунд Эдуардович Новицкий давно лелеял мечту о введении художественных произведений скульптуры в деревню, в целях облагораживания вкуса и развития любви к прекрасному в народе», — говорилось в одном из номеров журнала «Огонек» за 1911 год.
Технология заключалась в следующем: за образец брали мраморную скульптуру императора (из числа признанных произведений искусства), делали с нее множество копий из цинка (одного из самых недорогих металлов, дешевле обходились лишь свинец и железо), а на завершающем этапе покрывали памятник тонким слоем бронзы, придававшим ему «товарный» вид.
Используя мраморный бюст Александра II работы академика Императорской академии художеств Матвея Чижова, Новицкий наладил «поточное» производство монументов, каждый из которых обходился заказчику в 150 рублей. Собрать такую сумму было вполне по силам крестьянским общинам, желавшим увековечить царя-освободителя в собственном селе или деревне.
«Доступность цен позволяет ныне всем русским людям, любящим свою родину, принять участие в постановке памятников ее славе, культуре и красоте», — гласили рекламные объявления предприятия.
В Санкт-Петербургской губернии скульптурные изображения царя-освободителя установили в десяти населенных пунктах, в том числе в Мурине, Парголове, Ропше, Красном Селе, Ям-Ижоре, Новой Ладоге.
В последующие несколько лет ассортимент продукции предприятия существенно расширился. Устав акционерного общества «Художественный металло-литейный завод Эд. Эд. Новицкого» в 1913 году фиксировал, что оно занято изготовлением «из металла, дерева, мрамора и других материалов архитектурных орнаментов, памятников, бюстов, иконостасов, киотов и вообще произведений ваяния и других искусств».
Успеху содействовало то обстоятельство, что юбилеи следовали буквально один за другим: 100 лет Отечественной войны 1812 года, 300‑летие дома Романовых… Среди деятелей, бюсты-памятники которых предлагались для заказа, были Петр I и Екатерина II, Александр I, полководцы Кутузов и Барклай-де- Толли, а также «ныне благополучно царствующий государь император в мундирах различных частей».
В 1914 году Новицкий предполагал снова вернуться к персоне Александра II, воспользовавшись 50‑летием земской и судебной реформ, однако этим планам помешала разразившаяся Первая мировая война. В военное время завод переключился на изготовление бомб для аэропланов…
Тем не менее за считанные годы Эдмунду Эдуардовичу удалось распространить свои типовые памятники по всем уголкам Российской империи: по подсчетам историков, одних бюстов и статуй царя-освободителя было изготовлено несколько тысяч.
Осенью 1917 года завод Новицкого был закрыт. В следующем году большинство изготовленных на нем монументов по всей России были уничтожены. Таково было последствие декрета Совета народных комиссаров о «снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг».
Судьба самого Эдмунда Новицкого окутана туманом (по некоторым данным, в годы советской власти он был репрессирован). А вот его идея массового производства типовых памятников оказалась чрезвычайно востребована: правда, для него выбирали уже совсем других героев…
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (7527) от 20.10.2023 под заголовком «Памятники на потоке».
Комментарии