Малолетние жертвы балаганов. Как власти Петербурга боролись с эксплуатацией детского труда

Когда в советское время обличали язвы дореволюционного российского капитализма, неизменно указывали, что детям приходилось работать с самого раннего возраста, причем на очень тяжелых работах. И что этому потворствовали и капиталисты, и тогдашние чиновники. На самом деле использование детского труда было в ту пору больным вопросом и для общества, и для властей предержащих.

Малолетние жертвы балаганов. Как власти Петербурга боролись с эксплуатацией детского труда | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Не раз поднимали его и деятели Петербургской городской думы, о чем свидетельствуют документы Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга.

Так, 28 апреля 1900 года председатель комиссии по народному образованию историк М. М. Стасюлевич указывал, что родители нередко отдают своих детей, занимающихся в начальных училищах, «в различные увеселительные заведения для сцены на открытом воздухе в ночное время». Чтобы не допускать подобное, он предлагал запретить наем в подобные заведения детей младше 12 лет. На заседании городской думы подобный запрет еще ужесточили, предложив его распространение на всех детей младше 14 лет.

В столичной же городской управе посчитали, что полностью запрещать детский труд нельзя, поскольку это лишило бы низы общества источников заработка и увеличило число нищих. Поэтому управа рекомендовала отдавать детей на промыслы и в ремесла, а в увеселительные заведения только после 14 лет.

Еще большим поборником нравственности оказался министр юстиции: он посчитал, что выступление детей в увеселительных заведениях гораздо опаснее работы на фабриках и заводах, поскольку влияние сцены негативно сказывается не только на здоровье, но и на нравственности ребенка. И вернул вопрос в городскую комиссию по народному образованию.

Та, опросив преподавателей городских школ, школьных врачей и отдел защиты детей от жестокого обращения, представила свои соображения. Они легли в основу нового доклада городской управы. В нем сообщалось, что в Петербурге на тот момент (начало 1903 года) действовало 17 увеселительных заведений, приглашавших на летний сезон детей 8 - 12 лет. Среди таковых - Народный дом императора Николая II в Александровском парке, Зоологический сад, цирк Чинизелли, театр Буфф. Также дети участвовали в балаганных представлениях на Семеновском плацу, в Петровском, Екатерингофском, Забалканском и Крестовском садах. Только по официальным данным, ежедневно в Петербурге на сценах увеселительных заведений появлялись свыше 80 детей.

Обычно они выступали там в роли статистов, танцевали и пели, играли на балалайке и гармони, исполняли роли клоунов и живых фигур, добрых и злых духов, бабочек, разнообразных предметов. Вечерние представления длились до полуночи, иногда до двух ночи. На сон маленькому артисту оставалось всего несколько часов, поскольку вставать приходилось в пять-шесть утра, когда родители собирались на завод.

Что и говорить, условия труда - тяжелейшие... А вознаграждение? Разовая плата за участие в спектаклях колебалась от 10 до 25 коп., в редких случаях доходила до 50 - 70 коп. Обычно юный актер зарабатывал 6 - 8 руб. в месяц, лишь те, кто постоянно работал несколько сезонов, могли рассчитывать на 11 - 12 руб. Вместо платы могли выдать коробку конфет, иногда дети вообще участвовали в представлениях бесплатно. За малейшие проступки на них налагали штрафы. Да и родные их третировали, если их чада не умели заработать лишней копейки...

Комиссия по народному образованию отмечала: втягиваясь в сценическую жизнь, дети обычно бросали учебу, а обстановка увеселительных заведений культивировала в них «распущенность, кокетство, зависть к успеху других». Возникала и социальная напряженность: «Возвращаясь в свой тесный угол, видя бедность и подчас грязь, ребенок не может здраво отнестись к своему положению и начинает ненавидеть эту бедность... В душе ребенка зреет любовь к легкой, блестящей жизни и отвращение к серьезному, тяжелому труду отца и матери».

В выводах комиссии упоминались и конкретные, весьма печальные примеры судеб детей-актеров. Учитель 8-го Спасского мужского училища рассказал об ученике Корчагине: тот несколько лет играл на сцене балагана, а в праздники собирал компанию, которая пьянствовала на колокольне Спасо-Колтовской церкви.

Городские школьные врачи поделились такими примерами: «Девочка И., хорошая ученица с блестящими способностями, по поступлении в Василеостровский театр сильно изменилась: на уроках спит, постоянно усталая и пассивная к тому, что преподается в классе. Во время перемен воодушевляется, забавляет класс рассказами и наигрыванием самих куплетов»... «Мальчик Ж. После участия его в представлениях Крестовского сада принуждены были просить родителей взять его из училища за невозможные анекдоты и рассказы о закулисной жизни тамошних актеров. Познакомил класс со всеми терминами и жаргоном этого сада».

По-видимому, картины ужаса, содержавшиеся в докладе управы, переполнили чашу терпения думцев, и те на заседании 5 мая 1904 года запретили в Петербурге детям моложе 15 лет трудиться актерами, статистами, акробатами и музыкантами. Однако ходатайство сделать то же самое в масштабах всей страны застряло в недрах правительства.

Как бы то ни было, изменить положение дел удалось только после Октябрьской революции. В декрете Совнаркома от 29 октября 1917 года о восьмичасовом рабочем дне определялось: отныне труд детей младше 14 лет запрещен! Кодекс законов о труде в РСФСР 1918 года увеличивал возраст, после которого могли привлекать к трудовой повинности, еще на два года. А кодекс законов о труде 1922 года установил привычную нам планку - 18 лет.

#история #наследие #работа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 003 (6356) от 11.01.2019 под заголовком «Малолетние жертвы балаганов».


Комментарии