«Мальчик с иконой»

В своих воспоминаниях Анна Григорьевна Достоевская подробно описала свое бракосочетание с Федором Михайловичем Достоевским. Она обращала особое внимание, что на церемонии венчания в Измайловском соборе роль «мальчика с иконой» выполнял «маленький и хорошенький Костя Ольхин», сын преподавателя стенографии, которой училась Анна Григорьевна. Естественно, что в то время никто не предполагал, что из этого мальчика выйдет талантливый певец-баритон, сценическая фамилия которого станет Радугин.

«Мальчик с иконой» | из архива автора.   Константин Ольхин на сцене.

из архива автора. Константин Ольхин на сцене.

В семье Ольхиных было трое детей, всем им было дано хорошее образование. Супруги понимали толк в музыке. П. М. Ольхин с детства дружил с химиком и композитором А. П. Бородиным, входил в общество любителей музыки Петербурга, хорошо играл на фортепиано. Естественно, что эта любовь к прекрасному переходила и на его детей.

Костя слабо учился, с трудом закончил артиллерийское техническое военное училище и был направлен в один из арсеналов на юге России. Но к этому времени он проявил себя как хороший исполнитель романсов и арий из опер и оперетт. Голос у него был красивый и оригинальный.
Используя свои связи в музыкальном мире, П. М. Ольхин сумел через военное командование изменить назначение сына, и он стал певчим Сергиевского всей артиллерии собора. Появилась возможность совершенствоваться в профессиональном плане.

Скоро Костя Ольхин поступил в Консерваторию по классу профессора итальянца К. Эверарди. Тогда же в Консерваторию поступил друг Кости Женя Аленев. Он жил в Петербурге у своего деда, протоиерея, церковного писателя А. Т. Судакова, близкого к императорской семье. Родители его проживали в Выборге и торговали по всей Финляндии какао. Женя прекрасно играл на фортепиано и был постоянным участником музыкальных вечеров у Ольхиных. Он учился в Консерватории по классу фортепиано у Ф. Ф. Черни, одновременно брал уроки по композиции у А. К. Лядова и Н. А. Соколова. Позже преподавал музыку в Выборге, сочинял романсы (их было около 60), фортепианные, скрипичные и виолончельные пьесы...

Между тем Константин Ольхин уволился из армии и стал профессиональным певцом. На большой сцене он впервые выступил в Петербурге в оперетте «Корневильские колокола». «Новая Биржевая газета» от 24 ноября 1886 года сообщала: «Корневильские колокола» приветствовали нового маркиза де-Корневиль _ молодого дебютанта, названного в одних афишах Ольхиным, а в других Радугиным. Под этой фамилией выступал певец-баритон, которому можно предсказать в будущем не последнее место в ряду опереточных деятелей его амплуа... Успех дебютант имел большой, его много вызывали».
В дальнейшем Константин Ольхин в составе труппы оперных певцов стал разъезжать по городам России, где ставились постановки опер «Евгений Онегин», «Демон», «Кармен», «Фауст», «Травиата», «Аида», «Галька» и др. Труппа выступала в Москве, Риге, Вильно, Брянске, Новгороде. В 1889 году был совершен вояж по всем крупным городам на Волге. Особенно артистам понравился Саратов, где уже был драматический театр. На основе его было создано постоянное «Товарищество оперных певцов», которое возглавил Константин Ольхин. При постановке спектаклей он выступал не только как певец, но и как режиссер и администратор.

Руководил театром А. М. Горин-Горяйнов, отец известного в советское время драматического артиста. Финансовые дела у театра шли неважно, но с прибытием оперной труппы наблюдался небывалый успех. В этом достижении во многом была заслуга не только К. Ольхина и его товарищей, но и дирижера оркестра Ивана Осиповича Палице, с которым быстро подружился Костя. Палице был чех, он учился в Москве на одном курсе с А. П. Чеховым, но забросил медицину и занялся музыкой. В советское время он был известен как Палицын, в 1925 году ему было присвоено звание заслуженного артиста республики.

Все это время Костя поддерживал отношения с Женей Аленевым. Они обменивались музыкальными новостями, посылали друг другу ноты. В одном из писем Евгений писал: «Был на первом представлении «Князя Игоря», упивался, наслаждался и восторгался. Опера Бородина имела небывалый успех, такого энтузиазма старожилы Петербурга не помнят со времен Серова и даже Глинки. Приобрел ли ты партитуру «Игоря»?».

Авторитет К. П. Ольхина как певца и руководителя между тем рос и укреплялся, из его писем видно, что он собирался «завоевывать» Петербург, мечтал в столице организовать детский театр. Но все закончилось неожиданно и трагично. 9 января 1891 года Ольхин в Саратове со своей труппой организовал благотворительный концерт для рисовальной школы при картинной галерее художника А. П. Боголюбова _ внука А. Н. Радищева. Затем в театре состоялся бенефис Ольхина, прошедший с громадным успехом.

На следующий день Константин по просьбе почитателей фотографировался в местном ателье и простыл. 14 января врачи признали у него грипп, но когда состояние здоровья ухудшилось, поставили диагноз «оспа». 28 января Константин Ольхин умер. Его хоронил весь Саратов. Была ли это оспа? Вряд ли, ибо никто из его близких не заболел, да и в Саратове в тот год оспа не была зафиксирована. К. П. Ольхин ушел из жизни в расцвете творческих сил, ему было всего 29 лет...

В историю русской музыки он вошел как провинциальный певец и основатель оперной труппы в Саратове, но природный талант, организаторские способности, которые у него были, могли вывести его в ряд известнейших исполнителей и театральных деятелей России. Вот так трагично закончился жизненный путь «мальчика с иконой», которой была благословлена свадьба великого писателя Ф. М. Достоевского...

А через одиннадцать лет не стало и его друга Жени Аленева. На мои публикации о нем откликнулась преподавательница Выборгского музыкального училища Римма Ефимовна Почегайло, ставшая фактически биографом композитора. Она установила дом в Выборге, где жили Аленевы, доказала, что композитор был связан с известным музыкальным деятелем М. П. Беляевым, который издавал произведения Евгения Аленева не только в России, но и во Франции, Германии, США. Через русскую общину в Финляндии удалось найти племянника композитора Георга Аленева, проживавшего недалеко от Хельсинки. Р. В. Почегайло переписывалась и встречалась с ним.

К сожалению, архив композитора вместе с роялем погибли во время бомбежки Выборга зимой 1940 года, во время советско-финляндской войны...

Комментарии