Мадонна под орденом Победы: со дня открытия Ленинградского метро исполняется 70 лет

Метрополитен Северной столицы — настоящий музей под землей. Мозаики, барельефы и скульптуры для него выполняли как именитые, так и начинающие мастера. Казалось бы, о художественном оформлении станций известно все. Однако есть истории, которые до сих пор остаются «за кадром»…

Мадонна под орденом Победы: со дня открытия Ленинградского метро исполняется 70 лет | Ленинградцы осматривают станцию «Балтийская», 6 ноября 1955 г. Николаевский (Благовещенский) мост, запечатленный на полотне, изображен не вполне исторически достоверно./Из фондов ЦГАКФФД СПб. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Ленинградцы осматривают станцию «Балтийская», 6 ноября 1955 г. Николаевский (Благовещенский) мост, запечатленный на полотне, изображен не вполне исторически достоверно./Из фондов ЦГАКФФД СПб. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Станция «Балтийская» украшена мозаикой по эскизу Георгия и Игоря Рублевых. Такие мозаики называют флорентийскими: рисунок создается из тонких пластин натуральных камней, искусно подогнанных друг к другу так, что швы практически не видны. Художники увековечили исторический эпизод — залп крейсера «Аврора», послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца.

Сохранился снимок от 6 ноября 1955 года, когда состоялся пробный пуск метро. На нем первые пассажиры осматривают подземный зал «Балтийской». Если приглядеться, то видно, что вместо мозаики — живописный картон. Почему так вышло? Над масштабной композицией трудились воспитанники Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Изо дня в день сантиметр за сантиметром они подбирали нужные фрагменты камня, но к пуску первой линии не успели.

Кстати, на картоне Николаевский (ныне Благовещенский) мост изображен в том виде, который он получил в результате реконструкции 1930‑х годов, когда полукруглые арочные своды были заменены прямолинейными балочными конструкциями. Революционные солдаты и матросы видели его другим. Историческую оплошность исправили при создании мозаичного полотна…

Самая скромная из станций первой очереди — «Владимирская». Хотя предполагалось, что ее оформление должно было раскрывать тему растущего благосостояния советского народа. В частности, с помощью лепных медальонов в эскалаторном зале. Однако после Всесоюзного совещания строителей, состоявшегося 7 декаб­ря 1954 года и провозгласившего курс на экономию средств, планы пришлось изменить.

медальон для Владимирской.jpg
Медальон для станции метро «Владимирская», сохранившийся в архиве семьи Елены Георгиевны Челпановой. Глиняный эскиз. 1955 г./ФОТО АВТОРА

Но некоторые скульпторы уже приступили к работе. Так, в семье Нины Борисовны Челпановой, дочки скульптора Елены Георгиевны Челпановой, сохранился снимок глиняного эскиза. На барельефе запечатлена женщина, которая читает книгу ребенку. Отлить композицию в гипсе не успели, поэтому творческий замысел остался неосуществ­ленным. Авторы и сюжеты остальных медаль­онов неизвестны…

Архитектурно-художественное оформление «Площади Восстания» посвящено революционным событиям в Петрограде: именно о них рассказывают бронзовые медаль­оны в подземном зале. На станции работала бригада скульпторов, каждый из которых делал отдельную композицию. Мастерскую организовали в помещении под станционным залом.

штурм зимнего дворца.jpg
Медальон «Штурм Зимнего дворца» со станции метро «Площадь Восстания». Фото из книги Е. Н. Петровой «Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда», 1961 г. /РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Изначально барельефов было по пять с каждой стороны, сюжеты располагались в хронологическом порядке слева направо. В центре был «Штурм Зимнего дворца», выполненный скульптором Владимиром Татаровичем. Он запечатлел революционных солдат и матросов у подножия Александровской колонны. Впоследствии при строительстве перехода на станцию «Маяковская» несколько барельефов пришлось снять, в их число попал и медальон Татаровича. И сегодня его изображение сохранилось только в нескольких изданиях…

Одна из самых величественных станций первой очереди ленинградской подземки — «Автово». Торцевую стену ее подземного зала украшает мозаичное панно «Победа». На нем изображена женщина с ребенком в окружении знамен, а сверху развевается лента с надписью «Миру — мир».

Автово мозаика.jpg
Работа над мозаичным панно «Победа» для станции метро «Автово». 1955 г./Из фондов Научного архива Российской академии художеств. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Евгений Левинсон, один из архитекторов станции, вспоминал: «По моему замыслу, хрустальный ряд колонн должно было завершить мозаичное панно с изображением Матери-Родины. Когда мозаика в мастерской была насухо набрана, кто‑то сказал начальству: «А не напоминает ли это изображение Мадонну, тем более что на руках у нее младенец? Вот подобную Мать-Родину изобразил художник Корин в одном из подземных вестибюлей Московского метрополитена (речь о станции «Новослободская». — Е. Д.), и богомольные старушки по вечерам, перед закрытием мет­ро, организовывали нечто вроде богослужения…».

С большим трудом авторы отстояли мозаику на станции «Автово», но ряд правок все же внесли. Убрали орден «Победа» над головами — возможно, что его полукруглые очертания вызвали ассоциации с нимбом. Обувь женщины изменили на более закрытую, а воздетые вверх руки «опустили».

Читайте также:

Таких адресов в Северной столице больше нет: Старопутиловский вал

Билет для пребывания в столице: срок его действия ограничивался одним годом


#Метрополитен #история #юбилей #15 ноября

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (8035) от 14.11.2025 под заголовком «Мадонна под орденом Победы».


Комментарии