«Мы по-настоящему очень мало знаем про XVIII век»

«Мы по-настоящему очень мало знаем про XVIII век. Надо заниматься людьми, иначе нам не понять, как было устроено русское общество того времени. Если этого не поймем, то не поймем и того, что произошло в России в 1917 году». Это слова из открытой лекции, которую прочел в нашем городе доктор исторических наук Александр Каменский из Высшей школы экономики.

«Мы по-настоящему очень мало знаем про XVIII век» | Фото: GORBACHEVSERGEYFOTO / Pixabay

Фото: GORBACHEVSERGEYFOTO / Pixabay

В бытовом, да и в профессиональном сознании историков сложилось представление, что XVIII век нам хорошо понятен. Опубликованы сотни источников, сочинены десятки серьезных исследований. Однако чаще всего предметами изучения становились Петровская эпоха, золотой век Екатерины, войны, дворцовые перевороты, фаворитизм. А вот просто о людях, которым выпала судьба жить в то время, за редким исключением в таких книгах говорится очень мало.

- Их поведение часто ставит историков в тупик. Поймем ли мы его когда-нибудь? - сетует Каменский. - Например, арестовали человека, в чем-то его обвиняют. Из документов понятно, что он виновен, но он отпирается. Его будут пытать три раза, и он об этом знает. И тем не менее идет под пытку. Не выдерживает истязаний и сознается. Зачем, спрашивается, пошел на мучения?..

Другой пример: пытают человека, он сознается в убийстве. Его ждет смертная казнь, перед этим его сажают в так называемую покаянную избу. Там он пишет челобитную: мол, я себя оклеветал. Его снова три раза пытают кнутом и каленым железом, и он всякий раз говорит, что не виноват. Из документов ясно, что убил, но, по закону, если три раза под пыткой подтвердит, что оклеветал сам себя, то должны освободить. И его отпускают, хотя всем понятно, что убил.

Да и в целом, по мнению Каменского, картина общества оказывается намного сложнее, нежели это обычно представляется. Мы привыкли думать, что границы между классами и сословиями были жесткие и непроницаемые. Нет, не всегда так.

Недавно в руки историку попал документ из ярославского архива. Деревенский староста доносит начальству, что крестьянин вместе с сыном ходили в гости в соседнюю деревню. По дороге обратно крестьянин скоропостижно скончался, и такой случай (кончину без исповеди) положено было расследовать. Однако загвоздка в другом: крестьяне ходили в гости... к помещику. Какие были взаимоотношения между этими людьми? Неизвестно.

Самый яркий пример, знакомый Каменскому, следующий. Некий человек называет себя «города купец и дома помещика слуга». Он успешно занимался торговлей, выполнял деликатные поручения, например, мог попросить епископа вернуть любимого священника в местную церковь. Но потом разорился. И тогда выяснилось, что должник долгое время не платил подушную подать. Он объяснил, что и не обязан это делать, так как является крестьянином из монастырской слободы. Вероятно, женился на купеческой дочери, жил в городе, стал купцом. То есть человек десятилетиями вел «двойную» жизнь...

Важно также понять, как сами люди XVIII века представляли себе то общество, в котором жили. Один из путей, которым можно пытаться искать ответы, принято называть самоидентификацией, или изучением «истории снизу». Сразу возникает проблема источников. Есть мемуары, переписка, но это все относится к дворянству. А что говорили про себя крестьяне или горожане? Такие мемуары нам неизвестны.

Правда, существуют важные источники иного рода - векселя. Их писали на простой бумаге в произвольной форме без участия чиновников. В них люди говорили о себе, своем социальном положении. Сами векселя не сохранились, но остались их копии в книгах «протестов векселей», когда кредитор обращался к властям за помощью по возврату долга. Каменский собрал базу данных по 150 векселям в городе Бежецке. Выяснилось, что там много непонятных самоназваний. Например «жилец города». Кто он - крестьянин, горожанин? Каков его социальный и правовой статус? А кто такие «дьячков зять», «служка», «слуга»?

- Если мы разберемся во всей сложности социальных и человеческих взаимоотношений в XVIII веке, - считает Каменский, - то поймем, как появились разночинцы, ставшие наряду с мелким дворянством «мозгом» революции 1917 года.

#история #люди #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (6321) от 14.11.2018 под заголовком «Люди осьмнадцатого века».


Комментарии