«Луноход» без перевода

Сорок пять лет назад, 10 ноября 1970 года, с космодрома «Байконур» с помощью ракеты-носителя «Протон-К» стартовала автоматическая лунная станция (АЛС) «Луна-17». На ее борту находилась передвижная научная лаборатория «Луноход-1».

«Луноход» без перевода  | ФОТО KalypsoWorldPhotograph/shutterstock.com

ФОТО KalypsoWorldPhotograph/shutterstock.com

Через неделю, 17 ноября, необычный космический аппарат впервые в истории проложил колею на поверхности Луны. К нашему городу это событие имеет самое непосредственное отношение: ключевой компонент программы полета – самоходное автоматическое шасси лунохода – было создано во ВНИИ-100 (ныне ВНИИТрансмаш).

Этот институт был образован в 1949 году на территории Кировского завода – на базе ленинградского филиала опытного завода # 100 легендарного челябинского Танкограда. В 1962 году, когда директором ВНИИ-100 был В. С. Старовойтов, институт переехал в район поселка Горелово, где еще в 1950 году за ним была закреплена огромная территория бывшей воинской части.

Именно В. С. Старовойтов, которого в наши дни больше знают как отца политика Г. В. Старовойтовой, в июле 1964 года взял на себя смелость принять предложение главного конструктора Особого конструкторского бюро-1 (ныне ракетно-космическая корпорация «Энергия») С. П. Королева создать луноход. Он же определил коллектив, способный решить новую задачу, и назначил его руководителя – недавнего фронтовика А. Л. Кемурджиана. Кстати, после успешных экспедиций советских луноходов он стал лауреатом Ленинской премии, его именем названо одно из малых небесных тел Солнечной системы.

К новой задаче подключили группу специалистов из пяти человек. Начинали они с того, что, по собственному выражению, «пялились на Луну» в Пулковской обсерватории, консультировались с ведущими астрономами. Результаты подтвердили худшие опасения: в стране отсутствовала физическая модель лунной поверхности, а ученые имели прямо противоположные взгляды на ее физико-механические свойства.

Наиболее распространенным было представление о чрезвычайно рыхлой, пылеобразной структуре лунного грунта. Другие специалисты, напротив, считали поверхность Луны настолько прочной, что по ней можно ездить на велосипеде. Истина, как это часто бывает, оказалась где-то посередине.

31 мая 1964 года в обстановке секретности институт посетил С. П. Королев. К этому времени уже были в какой-то мере разработаны проектные компоновки колесного и гусеничного вариантов, изготовлен макет прибора для исследования свойств лунного грунта. Именно во время его демонстрации случился «генеральский эффект»: прибор замер, не выполнив задачу. Конструктор прибора П. Н. Бродский быстро и, как ему показалось, незаметно помог рукой, и все закончилось благополучно. Однако, прощаясь, Королев заметил: «На Луне пальчиком не поможешь». Очень деликатно он отреагировал и на вопрос о выборе типе движителя: «Вы специалисты, вы и выбирайте!».

Есть все основания полагать, что именно здесь, в Горелове, С. П. Королев принял окончательное решение: луноход делать и поручить эту работу ВНИИ-100. Нужно сказать, что в предыдущие годы у него, по разным причинам, не заладилась кооперация с московским Научным автотракторным институтом и Особым конструкторским бюро танкостроения ленинградского Кировского завода.

Осенью 1965 года все работы по созданию автоматических межпланетных станций, включая луноходы и марсоходы, были переданы в Химки на завод им. С. А. Лавочкина. Разработка рабочей документации на изготовление самоходного шасси была в основном завершена в 1967 году, а в июле 1968 года поставлен первый летный образец шасси. В этот период во ВНИИ-100 к работам были подключены примерно пятьсот ученых, конструкторов, технологов, испытателей инженерно-технических работников производственных подразделений рабочих и электромонтажников. Институт вулканологии Дальневосточного центра АН СССР помог организовать ходовые испытания макета лунохода на естественных полигонах Камчатки.

Последние месяцы перед поставкой ключевые подразделения работали в три смены, некоторым сотрудникам приходилось работать сутками. В помещениях даже ставили раскладные кровати.

К этому времени относится пик лунной гонки СССР и США. Специалисты и часть политиков уже понимали, что американцы вскоре высадят на Луну человека и опередят СССР в пилотируемых полетах. Но можно было еще побороться за первый «возврат лунного грунта». Первыми на Землю доставили лунный грунт все-таки американцы – произошло это в июле 1969 года. Советские специалисты после ряда неудачных пусков смогли решить задачу только в сентябре 1970 года.

Состоявшиеся буквально дуплетом успешные полеты станций «Луна-16» и «Луна-17», уверенное движение транспортного средства по сложным трассам на поверхности Луны стали убедительным примером того, как следует использовать космические роботы для снижения рисков гибели людей в далеких космических экспедициях. И в наши дни одиссея «Лунохода-1» остается выдающимся достижением XX века. Недаром слово «луноход» вошло в международный лексикон без перевода, как и слово «спутник». Первый луноход будут помнить, как помнят первые автомобиль, паровоз, пароход, самолет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (5589) от 20.11.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...