«Луноход» без перевода

Сорок пять лет назад, 10 ноября 1970 года, с космодрома «Байконур» с помощью ракеты-носителя «Протон-К» стартовала автоматическая лунная станция (АЛС) «Луна-17». На ее борту находилась передвижная научная лаборатория «Луноход-1».

«Луноход» без перевода  | ФОТО KalypsoWorldPhotograph/shutterstock.com

ФОТО KalypsoWorldPhotograph/shutterstock.com

Через неделю, 17 ноября, необычный космический аппарат впервые в истории проложил колею на поверхности Луны. К нашему городу это событие имеет самое непосредственное отношение: ключевой компонент программы полета – самоходное автоматическое шасси лунохода – было создано во ВНИИ-100 (ныне ВНИИТрансмаш).

Этот институт был образован в 1949 году на территории Кировского завода – на базе ленинградского филиала опытного завода # 100 легендарного челябинского Танкограда. В 1962 году, когда директором ВНИИ-100 был В. С. Старовойтов, институт переехал в район поселка Горелово, где еще в 1950 году за ним была закреплена огромная территория бывшей воинской части.

Именно В. С. Старовойтов, которого в наши дни больше знают как отца политика Г. В. Старовойтовой, в июле 1964 года взял на себя смелость принять предложение главного конструктора Особого конструкторского бюро-1 (ныне ракетно-космическая корпорация «Энергия») С. П. Королева создать луноход. Он же определил коллектив, способный решить новую задачу, и назначил его руководителя – недавнего фронтовика А. Л. Кемурджиана. Кстати, после успешных экспедиций советских луноходов он стал лауреатом Ленинской премии, его именем названо одно из малых небесных тел Солнечной системы.

К новой задаче подключили группу специалистов из пяти человек. Начинали они с того, что, по собственному выражению, «пялились на Луну» в Пулковской обсерватории, консультировались с ведущими астрономами. Результаты подтвердили худшие опасения: в стране отсутствовала физическая модель лунной поверхности, а ученые имели прямо противоположные взгляды на ее физико-механические свойства.

Наиболее распространенным было представление о чрезвычайно рыхлой, пылеобразной структуре лунного грунта. Другие специалисты, напротив, считали поверхность Луны настолько прочной, что по ней можно ездить на велосипеде. Истина, как это часто бывает, оказалась где-то посередине.

31 мая 1964 года в обстановке секретности институт посетил С. П. Королев. К этому времени уже были в какой-то мере разработаны проектные компоновки колесного и гусеничного вариантов, изготовлен макет прибора для исследования свойств лунного грунта. Именно во время его демонстрации случился «генеральский эффект»: прибор замер, не выполнив задачу. Конструктор прибора П. Н. Бродский быстро и, как ему показалось, незаметно помог рукой, и все закончилось благополучно. Однако, прощаясь, Королев заметил: «На Луне пальчиком не поможешь». Очень деликатно он отреагировал и на вопрос о выборе типе движителя: «Вы специалисты, вы и выбирайте!».

Есть все основания полагать, что именно здесь, в Горелове, С. П. Королев принял окончательное решение: луноход делать и поручить эту работу ВНИИ-100. Нужно сказать, что в предыдущие годы у него, по разным причинам, не заладилась кооперация с московским Научным автотракторным институтом и Особым конструкторским бюро танкостроения ленинградского Кировского завода.

Осенью 1965 года все работы по созданию автоматических межпланетных станций, включая луноходы и марсоходы, были переданы в Химки на завод им. С. А. Лавочкина. Разработка рабочей документации на изготовление самоходного шасси была в основном завершена в 1967 году, а в июле 1968 года поставлен первый летный образец шасси. В этот период во ВНИИ-100 к работам были подключены примерно пятьсот ученых, конструкторов, технологов, испытателей инженерно-технических работников производственных подразделений рабочих и электромонтажников. Институт вулканологии Дальневосточного центра АН СССР помог организовать ходовые испытания макета лунохода на естественных полигонах Камчатки.

Последние месяцы перед поставкой ключевые подразделения работали в три смены, некоторым сотрудникам приходилось работать сутками. В помещениях даже ставили раскладные кровати.

К этому времени относится пик лунной гонки СССР и США. Специалисты и часть политиков уже понимали, что американцы вскоре высадят на Луну человека и опередят СССР в пилотируемых полетах. Но можно было еще побороться за первый «возврат лунного грунта». Первыми на Землю доставили лунный грунт все-таки американцы – произошло это в июле 1969 года. Советские специалисты после ряда неудачных пусков смогли решить задачу только в сентябре 1970 года.

Состоявшиеся буквально дуплетом успешные полеты станций «Луна-16» и «Луна-17», уверенное движение транспортного средства по сложным трассам на поверхности Луны стали убедительным примером того, как следует использовать космические роботы для снижения рисков гибели людей в далеких космических экспедициях. И в наши дни одиссея «Лунохода-1» остается выдающимся достижением XX века. Недаром слово «луноход» вошло в международный лексикон без перевода, как и слово «спутник». Первый луноход будут помнить, как помнят первые автомобиль, паровоз, пароход, самолет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (5589) от 20.11.2015.


Комментарии