«Луноход» без перевода

Сорок пять лет назад, 10 ноября 1970 года, с космодрома «Байконур» с помощью ракеты-носителя «Протон-К» стартовала автоматическая лунная станция (АЛС) «Луна-17». На ее борту находилась передвижная научная лаборатория «Луноход-1».

«Луноход» без перевода  | ФОТО KalypsoWorldPhotograph/shutterstock.com

ФОТО KalypsoWorldPhotograph/shutterstock.com

Через неделю, 17 ноября, необычный космический аппарат впервые в истории проложил колею на поверхности Луны. К нашему городу это событие имеет самое непосредственное отношение: ключевой компонент программы полета – самоходное автоматическое шасси лунохода – было создано во ВНИИ-100 (ныне ВНИИТрансмаш).

Этот институт был образован в 1949 году на территории Кировского завода – на базе ленинградского филиала опытного завода # 100 легендарного челябинского Танкограда. В 1962 году, когда директором ВНИИ-100 был В. С. Старовойтов, институт переехал в район поселка Горелово, где еще в 1950 году за ним была закреплена огромная территория бывшей воинской части.

Именно В. С. Старовойтов, которого в наши дни больше знают как отца политика Г. В. Старовойтовой, в июле 1964 года взял на себя смелость принять предложение главного конструктора Особого конструкторского бюро-1 (ныне ракетно-космическая корпорация «Энергия») С. П. Королева создать луноход. Он же определил коллектив, способный решить новую задачу, и назначил его руководителя – недавнего фронтовика А. Л. Кемурджиана. Кстати, после успешных экспедиций советских луноходов он стал лауреатом Ленинской премии, его именем названо одно из малых небесных тел Солнечной системы.

К новой задаче подключили группу специалистов из пяти человек. Начинали они с того, что, по собственному выражению, «пялились на Луну» в Пулковской обсерватории, консультировались с ведущими астрономами. Результаты подтвердили худшие опасения: в стране отсутствовала физическая модель лунной поверхности, а ученые имели прямо противоположные взгляды на ее физико-механические свойства.

Наиболее распространенным было представление о чрезвычайно рыхлой, пылеобразной структуре лунного грунта. Другие специалисты, напротив, считали поверхность Луны настолько прочной, что по ней можно ездить на велосипеде. Истина, как это часто бывает, оказалась где-то посередине.

31 мая 1964 года в обстановке секретности институт посетил С. П. Королев. К этому времени уже были в какой-то мере разработаны проектные компоновки колесного и гусеничного вариантов, изготовлен макет прибора для исследования свойств лунного грунта. Именно во время его демонстрации случился «генеральский эффект»: прибор замер, не выполнив задачу. Конструктор прибора П. Н. Бродский быстро и, как ему показалось, незаметно помог рукой, и все закончилось благополучно. Однако, прощаясь, Королев заметил: «На Луне пальчиком не поможешь». Очень деликатно он отреагировал и на вопрос о выборе типе движителя: «Вы специалисты, вы и выбирайте!».

Есть все основания полагать, что именно здесь, в Горелове, С. П. Королев принял окончательное решение: луноход делать и поручить эту работу ВНИИ-100. Нужно сказать, что в предыдущие годы у него, по разным причинам, не заладилась кооперация с московским Научным автотракторным институтом и Особым конструкторским бюро танкостроения ленинградского Кировского завода.

Осенью 1965 года все работы по созданию автоматических межпланетных станций, включая луноходы и марсоходы, были переданы в Химки на завод им. С. А. Лавочкина. Разработка рабочей документации на изготовление самоходного шасси была в основном завершена в 1967 году, а в июле 1968 года поставлен первый летный образец шасси. В этот период во ВНИИ-100 к работам были подключены примерно пятьсот ученых, конструкторов, технологов, испытателей инженерно-технических работников производственных подразделений рабочих и электромонтажников. Институт вулканологии Дальневосточного центра АН СССР помог организовать ходовые испытания макета лунохода на естественных полигонах Камчатки.

Последние месяцы перед поставкой ключевые подразделения работали в три смены, некоторым сотрудникам приходилось работать сутками. В помещениях даже ставили раскладные кровати.

К этому времени относится пик лунной гонки СССР и США. Специалисты и часть политиков уже понимали, что американцы вскоре высадят на Луну человека и опередят СССР в пилотируемых полетах. Но можно было еще побороться за первый «возврат лунного грунта». Первыми на Землю доставили лунный грунт все-таки американцы – произошло это в июле 1969 года. Советские специалисты после ряда неудачных пусков смогли решить задачу только в сентябре 1970 года.

Состоявшиеся буквально дуплетом успешные полеты станций «Луна-16» и «Луна-17», уверенное движение транспортного средства по сложным трассам на поверхности Луны стали убедительным примером того, как следует использовать космические роботы для снижения рисков гибели людей в далеких космических экспедициях. И в наши дни одиссея «Лунохода-1» остается выдающимся достижением XX века. Недаром слово «луноход» вошло в международный лексикон без перевода, как и слово «спутник». Первый луноход будут помнить, как помнят первые автомобиль, паровоз, пароход, самолет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (5589) от 20.11.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.