Лучшие по цеху

Вчера в Аничковом дворце торжественно наградили лауреатов и дипломантов Анциферовской премии 2016 года – за лучшие современные работы по истории Петербурга, выпущенные за последние три с половиной года. В нынешнем году премия вручается уже в девятый раз. Впервые это произошло в том же Белом зале Аничкова дворца 31 мая 1996 года. Об итогах двадцатилетия мы беседуем с сопредседателем Анциферовского комитета Александром МАРГОЛИСОМ.

Лучшие по цеху | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

– Александр Давидович, как все начиналось?

– Для этого надо вернуться в 1989 год, когда Ленинградское отделение Советского фонда культуры провело первые краеведческие чтения, названные в честь Николая Павловича Анциферова – автора книги «Душа Петербурга» и других классических работ по истории нашего города. На них прозвучал проблемный доклад Льва Лурье и Александра Кобака – о кризисе петербургской идеи. Речь шла о том, что, если в 1970-е и 1980-е годы интерес к изучению Петербурга был исключительно высок, то позже наметился явный спад. Внимание общества переключилось на политические процессы...

Тревожные симптомы обострились в первой половине 1990-х годов, когда в силу экономических причин издательская деятельность в сфере краеведения стала стремительно сворачиваться. «Лениздат», прежний фактический монополист выпуска книг по истории города, развалился, а другой издательской трибуны для краеведов в ту пору не было. Действительно, появлялось ощущение, что краеведение уходит в тень.

Возникло острое желание противостоять этой тенденции. Показательно, что идея организовать конкурс лучших современных краеведческих изданий родилась не только в моей голове. Практически с такой же идеей ко мне (тогда я был директором Фонда спасения Петербурга) обратился Дмитрий Шерих, тогда молодой журналист и историк города. Недолгая дискуссия у нас была только по поводу названия будущей премии: Шерих предлагал назвать ее Пыляевской.

Кроме нас, «отцами-основателями» премии были Борис Кириков, тогда замдиректора по научной работе Музея истории города, и Александр Кобак, с которым мы стали сопредседателями комитета премии и ведем эту работу уже двадцать лет. Первые годы Анциферовский комитет работал на базе Фонда спасения Петербурга, а в 2003 году переместился в Фонд имени Д. С. Лихачева. В последние годы в проведение конкурса активно включился Санкт-Петербургский союз краеведов.

Основные цели будущего конкурса мы сформулировали следующим образом: поддержать тех, кто продолжает заниматься краеведением – не благодаря, а вопреки обстоятельствам. И попытаться таким образом все-таки вывести петербурговедение на авансцену общественной жизни.


– Вы ориентировались на какой-то опыт подобной премии, российский или международный?

– Тогда нам не были известны прецеденты такого рода премий, причем ни в нашей стране, ни за рубежом. Так что нам приходилось практически все изобретать с нуля. Позднее подобные премии появились в Пскове, Липецке, других регионах. Но Петербург был первым.

На старте очень важно было расставить приоритеты. Главный акцент – на поощрение прежде всего новаторских работ, предлагающих новый взгляд на существенные вопросы истории города. Кроме того – повышенное внимание к ХХ веку, который, по нашему мнению, был наименее освещен в краеведческой литературе.

Принципиальным был вопрос о составе жюри. По нашему мнению, его должен был возглавить Дмитрий Сергеевич Лихачев, который в свое время был лично знаком с Анциферовым. Лихачев поддержал наше начинание, но от руководства жюри твердо оказался, заявив, что для максимальной объективности его должен возглавлять не петербургский краевед. И предложил на этот пост председателя Союза краеведов России москвича Сигурда Оттовича Шмидта. Тот дал согласие. Тогда же на старте мы привлекли к жюри академика Владимира Николаевича Топорова – непререкаемого авторитета в нашей сфере, академика с международным именем. Это, конечно, очень подняло статус премии в самом начале ее существования.

И еще одна принципиальная вещь: с самого начала мы обозначили Анциферовскую премию международной, поскольку Петербургом интересуются и занимаются не только в России, а фактически во всем мире.

Вот немного статистики. За двадцать лет Анциферовский комитет рассмотрел 550 работ 670 авторов из Петербурга, Москвы и двенадцати зарубежных стран. Впервые Анциферовские премии были вручены в 1996 году и впоследствии присуждались еще семь раз, не считая нынешней. Назову лишь несколько самых ярких работ-победителей. К примеру, в 1996 году награду получила книга финского исследователя Сауло Кепсу «Петербург до Петербурга». Именно после этого ею заинтересовались у нас и перевели на русский язык. В разные годы премии получали ставшие классическими книги «Исторические кладбища Петербурга», «Петергофская дорога», «Ленинградский мартиролог», «Блокадная этика».


– За двадцать лет премия высветила и достижения, и проблемы...

– Задачи поднять статус краеведения, поддержать традиции Анциферова и его современников так или иначе выполнены. К числу наших побед следует отнести то, что издательства заинтересовались темой петербургского краеведения. Но здесь же наряду с плюсом есть и минус. Увы, появилось огромное количество низкокачественной краеведческой продукции. И одна из функций нашего конкурса сегодня – в этом море выделить лидеров, поднять планку на соответствующую высоту. Анциферовские диплом и премия – своего рода краеведческий «знак качества».


– А что дальше?

– Я и мои коллеги уверены, что дело следует продолжать. Заметьте, что премия не застывает в тех формах, в которых она возникла на старте, а реагирует на меняющийся мир. Список номинаций постоянно расширяется. Чего я еще жду в будущем? Привлечения в Анциферовское движение новых людей. Распространения нашего опыта на периферию, например, на Северо-Запад.

Кроме того, все еще стоит задача придать краеведению комплексный, «целокупный» характер, строго в соответствии с заветами Николая Павловича Анциферова. Ведь беда в том, что многие очень интересные и полезные нам люди – этнографы, социологи, географы, занимающиеся городом и регионом, – находятся как бы вне нашего цеха. Нам предстоит вовлечь их в свою орбиту.


Итоги Анциферовской премии
2016 года

В номинации «Лучшие научно-исследовательские работы» премиями отмечены книги Натальи Лебиной «Повседневность эпохи космоса и кукурузы. Деструкция большого стиля. Ленинград: 1950 – 1960-е годы» и Марии Николаевой «Санкт-Петербург Петра I. История дворовладений: застройка и застройщики». Дипломами – труд Геннадия Соболева «Ленинград в борьбе за выживание в блокаде», а также две книги, посвященные одному и тому же месту, – Виктора Коренцвита «Летний сад Петра Великого» и Андрея Ухналева «Летний дворец и Летний сад в царствование Петра I».

Лучшими популярными работами признаны книги Юрия Кружнова «История квартирного вопроса в России, или Коммуналки навсегда. Записки квартирного маклера» и Юрия Трубинова «Архитекторы Мраморного дворца. Мистификации и реальность» – они завоевали Анциферовские премии. Труд Игоря Зимина «Зимний дворец. Люди и стены: История императорской резиденции. 1762 – 1917» удостоен диплома.

В номинации «Лучшие работы о Петербурге зарубежных авторов» премии удостоена книга французской исследовательницы Евы Бернар «Империя и город: Николай II, «Мир искусства» и Городская дума в Санкт-Петербурге. 1894 – 1914» (она есть в русском переводе), диплома – труд польского историка Бартоломея Гарчика «Петербург. Нерусская история города. 1703 – 1917» (пока еще не переведен).

Анциферовских премий за общий вклад в современное петербургское краеведение удостоены историк, краевед и экскурсовод Ирина Лисаевич и доктор архитектуры Маргарита Штиглиц. За вклад в издание литературы о Петербурге премии вручены издательствам «Серебряный век» и «Остров». Лучшим интернет-ресурсом по истории Петербурга по итогам конкурса признан сайт «Зеленогорск» terijoki.spb.ru.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 093 (5710) от 27.05.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».