Главная городская газета

Лучшие по цеху

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

Партбилет как библия

О чем мечтал и к чему стремился «новый человек» Читать полностью

Двенадцатый

После побега выжить удалось только ему одному Читать полностью

Автограф на стене

Звука выстрела Алексей не расслышал, только почувствовал, как дрогнула под ногами земля и горячая волна швырнула его на дно оврага. Читать полностью

Блокадный конь Васька

C группой выздоравливающих был отправлен для окончательной поправки здоровья «на природу» - Карельский перешеек... Читать полностью

Сувенир из прошлого

Предлагаю к дню полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады испечь хлеб по блокадному рецепту. Читать полностью

Живу за маму и сестру

Жили мы в Петергофе. Когда началась война, дома остались мама, младшая сестренка Зоя и я. Читать полностью
Реклама
Реклама
Лучшие по цеху | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Вчера в Аничковом дворце торжественно наградили лауреатов и дипломантов Анциферовской премии 2016 года – за лучшие современные работы по истории Петербурга, выпущенные за последние три с половиной года. В нынешнем году премия вручается уже в девятый раз. Впервые это произошло в том же Белом зале Аничкова дворца 31 мая 1996 года. Об итогах двадцатилетия мы беседуем с сопредседателем Анциферовского комитета Александром МАРГОЛИСОМ.

– Александр Давидович, как все начиналось?

– Для этого надо вернуться в 1989 год, когда Ленинградское отделение Советского фонда культуры провело первые краеведческие чтения, названные в честь Николая Павловича Анциферова – автора книги «Душа Петербурга» и других классических работ по истории нашего города. На них прозвучал проблемный доклад Льва Лурье и Александра Кобака – о кризисе петербургской идеи. Речь шла о том, что, если в 1970-е и 1980-е годы интерес к изучению Петербурга был исключительно высок, то позже наметился явный спад. Внимание общества переключилось на политические процессы...

Тревожные симптомы обострились в первой половине 1990-х годов, когда в силу экономических причин издательская деятельность в сфере краеведения стала стремительно сворачиваться. «Лениздат», прежний фактический монополист выпуска книг по истории города, развалился, а другой издательской трибуны для краеведов в ту пору не было. Действительно, появлялось ощущение, что краеведение уходит в тень.

Возникло острое желание противостоять этой тенденции. Показательно, что идея организовать конкурс лучших современных краеведческих изданий родилась не только в моей голове. Практически с такой же идеей ко мне (тогда я был директором Фонда спасения Петербурга) обратился Дмитрий Шерих, тогда молодой журналист и историк города. Недолгая дискуссия у нас была только по поводу названия будущей премии: Шерих предлагал назвать ее Пыляевской.

Кроме нас, «отцами-основателями» премии были Борис Кириков, тогда замдиректора по научной работе Музея истории города, и Александр Кобак, с которым мы стали сопредседателями комитета премии и ведем эту работу уже двадцать лет. Первые годы Анциферовский комитет работал на базе Фонда спасения Петербурга, а в 2003 году переместился в Фонд имени Д. С. Лихачева. В последние годы в проведение конкурса активно включился Санкт-Петербургский союз краеведов.

Основные цели будущего конкурса мы сформулировали следующим образом: поддержать тех, кто продолжает заниматься краеведением – не благодаря, а вопреки обстоятельствам. И попытаться таким образом все-таки вывести петербурговедение на авансцену общественной жизни.


– Вы ориентировались на какой-то опыт подобной премии, российский или международный?

– Тогда нам не были известны прецеденты такого рода премий, причем ни в нашей стране, ни за рубежом. Так что нам приходилось практически все изобретать с нуля. Позднее подобные премии появились в Пскове, Липецке, других регионах. Но Петербург был первым.

На старте очень важно было расставить приоритеты. Главный акцент – на поощрение прежде всего новаторских работ, предлагающих новый взгляд на существенные вопросы истории города. Кроме того – повышенное внимание к ХХ веку, который, по нашему мнению, был наименее освещен в краеведческой литературе.

Принципиальным был вопрос о составе жюри. По нашему мнению, его должен был возглавить Дмитрий Сергеевич Лихачев, который в свое время был лично знаком с Анциферовым. Лихачев поддержал наше начинание, но от руководства жюри твердо оказался, заявив, что для максимальной объективности его должен возглавлять не петербургский краевед. И предложил на этот пост председателя Союза краеведов России москвича Сигурда Оттовича Шмидта. Тот дал согласие. Тогда же на старте мы привлекли к жюри академика Владимира Николаевича Топорова – непререкаемого авторитета в нашей сфере, академика с международным именем. Это, конечно, очень подняло статус премии в самом начале ее существования.

И еще одна принципиальная вещь: с самого начала мы обозначили Анциферовскую премию международной, поскольку Петербургом интересуются и занимаются не только в России, а фактически во всем мире.

Вот немного статистики. За двадцать лет Анциферовский комитет рассмотрел 550 работ 670 авторов из Петербурга, Москвы и двенадцати зарубежных стран. Впервые Анциферовские премии были вручены в 1996 году и впоследствии присуждались еще семь раз, не считая нынешней. Назову лишь несколько самых ярких работ-победителей. К примеру, в 1996 году награду получила книга финского исследователя Сауло Кепсу «Петербург до Петербурга». Именно после этого ею заинтересовались у нас и перевели на русский язык. В разные годы премии получали ставшие классическими книги «Исторические кладбища Петербурга», «Петергофская дорога», «Ленинградский мартиролог», «Блокадная этика».


– За двадцать лет премия высветила и достижения, и проблемы...

– Задачи поднять статус краеведения, поддержать традиции Анциферова и его современников так или иначе выполнены. К числу наших побед следует отнести то, что издательства заинтересовались темой петербургского краеведения. Но здесь же наряду с плюсом есть и минус. Увы, появилось огромное количество низкокачественной краеведческой продукции. И одна из функций нашего конкурса сегодня – в этом море выделить лидеров, поднять планку на соответствующую высоту. Анциферовские диплом и премия – своего рода краеведческий «знак качества».


– А что дальше?

– Я и мои коллеги уверены, что дело следует продолжать. Заметьте, что премия не застывает в тех формах, в которых она возникла на старте, а реагирует на меняющийся мир. Список номинаций постоянно расширяется. Чего я еще жду в будущем? Привлечения в Анциферовское движение новых людей. Распространения нашего опыта на периферию, например, на Северо-Запад.

Кроме того, все еще стоит задача придать краеведению комплексный, «целокупный» характер, строго в соответствии с заветами Николая Павловича Анциферова. Ведь беда в том, что многие очень интересные и полезные нам люди – этнографы, социологи, географы, занимающиеся городом и регионом, – находятся как бы вне нашего цеха. Нам предстоит вовлечь их в свою орбиту.


Итоги Анциферовской премии
2016 года

В номинации «Лучшие научно-исследовательские работы» премиями отмечены книги Натальи Лебиной «Повседневность эпохи космоса и кукурузы. Деструкция большого стиля. Ленинград: 1950 – 1960-е годы» и Марии Николаевой «Санкт-Петербург Петра I. История дворовладений: застройка и застройщики». Дипломами – труд Геннадия Соболева «Ленинград в борьбе за выживание в блокаде», а также две книги, посвященные одному и тому же месту, – Виктора Коренцвита «Летний сад Петра Великого» и Андрея Ухналева «Летний дворец и Летний сад в царствование Петра I».

Лучшими популярными работами признаны книги Юрия Кружнова «История квартирного вопроса в России, или Коммуналки навсегда. Записки квартирного маклера» и Юрия Трубинова «Архитекторы Мраморного дворца. Мистификации и реальность» – они завоевали Анциферовские премии. Труд Игоря Зимина «Зимний дворец. Люди и стены: История императорской резиденции. 1762 – 1917» удостоен диплома.

В номинации «Лучшие работы о Петербурге зарубежных авторов» премии удостоена книга французской исследовательницы Евы Бернар «Империя и город: Николай II, «Мир искусства» и Городская дума в Санкт-Петербурге. 1894 – 1914» (она есть в русском переводе), диплома – труд польского историка Бартоломея Гарчика «Петербург. Нерусская история города. 1703 – 1917» (пока еще не переведен).

Анциферовских премий за общий вклад в современное петербургское краеведение удостоены историк, краевед и экскурсовод Ирина Лисаевич и доктор архитектуры Маргарита Штиглиц. За вклад в издание литературы о Петербурге премии вручены издательствам «Серебряный век» и «Остров». Лучшим интернет-ресурсом по истории Петербурга по итогам конкурса признан сайт «Зеленогорск» terijoki.spb.ru.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook