«Ло-о-о-одку!» Детство на Неве

На Неве я с рождения, с тех пор, как дедушка Василий Матвеевич купил в 1954 году дом с участком в поселке Отрадное. Это теперь город, а тогда — большой дачный массив, отделенный от поселка Ивановское (отсюда — Ивановские пороги) участком леса, через который были проложены деревянные мостки, в окружении огромных валунов.

«Ло-о-о-одку!» Детство на Неве | ФОТО Википедии / GAlexandrova / CC BY-SA 4.0

ФОТО Википедии / GAlexandrova / CC BY-SA 4.0

Нева была в полукилометре, и первые годы дедушка ходил за водой на Неву с ведрами и коромыслом, поскольку никакого водопровода не было. Коромысло существует и сейчас, дочь расписала его пасторальными сценами, а зять повесил на стенку в том самом доме. Никаких сомнений в том, что нев­ская вода самая чистая, ни у кого не возникало. Через какое‑то время появились колонки, сначала на второй линии, а потом и на нашей, четвертой, что считалось верхом цивилизации.

Нева, то есть ее берег, была излюб­ленным местом для наших прогулок. Сначала нас с двоюродным братом туда водили дедушка и наши мамы, а потом, когда мы подросли, ходили туда загорать и купаться сами без сопровождения. За шестьдесят с лишним лет мы видели на Неве всякое. В те годы к берегу было пришвартовано много частных весельных лодок, привязанных на цепь, здесь же громоздились лодочные гаражи, которые спускались к самой воде. Детьми мы часто забирались на эти лодки, воображая, что плывем по реке. Со временем все это исчезло. Кроме лодок в некоторых местах у берега стояли огромные черные смолянистые баржи, из которых во множестве торчали во все стороны костыли (огромные конусовидные гвозди).

Кстати, Нева — довольно коварная река. Она может разлиться до самого подножия высокого берега, а может обнажить пляж, то есть промежуточную террасу, почти до самой стремнины. Когда‑то в районе 1‑го Отрадного на берегу стоял большой щит с надписью для судоводителей «Остерегайся мели 30 м.». Теперь его давно нет.

Люди, приезжавшие в Отрадное и желавшие попасть на другую сторону Невы, выходили на ее высокий берег и во все горло, сам видел и слышал не раз, кричали на ту сторону: «Ло-о-о-одку!». Через короткое время от противоположного берега отплывала лодка — а тогда это были в основном весельные — и наискось против течения шла к нашему. Пассажир спускался к воде, садился в лодку, и она плыла на ту сторону. Где‑то в 1970‑х годах весельные лодки сменились моторными катерами, которые во множестве гоняли по Неве в разных направлениях, а настоящее время — это век скутеров…

В районе 1‑го Отрадного долгое время существовал и вполне официальный перевоз. Почти напротив проспекта Ленсовета рядом с автобусной остановкой была деревянная лестница, спускавшаяся к Неве и заканчивавшаяся мостками с причалом в конце. К этому причалу довольно регулярно приставали разного рода перевозчики, среди которых одно время был некий дед Матвей, который жил на том берегу и за 10 копеек возил туда-сюда людей на моторке.

Мальчишки чуть постарше нас прыгали ласточкой и другими способами с этого причала и с высоких причальных столбов, красуясь и демонстрируя свою удаль. Теперь от этого причала и лестницы не осталось и следа. Никакого перевоза теперь нет, и на тот берег, и обратно не попасть никакими способами.

Помню, как вниз по течению Невы маленькие буксирчики сплавляли плоты. Любимым нашим развлечением, и моим в том числе, было подплыть к плоту и забраться на бревна. Завидя плывущую цель, многие ребята бросались в воду и плыли к плоту. Но нужно было правильно рассчитать траекторию и стартовать, когда буксир поравняется с тобой, но не позже, чтобы не промахнуться. После нескольких ошибок приходил опыт. Ну и, конечно, нужно было подплыть к плоту подальше от шалаша плотогона.

А какой мальчишка не мечтает переплыть Неву? В первый раз мне удалось сделать это в шестнадцать лет еще с одним парнишкой. Сам по себе такой заплыв не очень сложен, нужно только предвидеть, что в любом случае тебя снесет на километр или больше, и правильно рассчитать дистанцию. Плавал я хорошо, а температура воды летом могла достигать 20 градусов, поэтому особых проблем не было.

Но была опасность: теплоход на подводных крыльях «Ракета», под винты которого попасть очень не хотелось. Так вот, переплыв Неву, мы упросили какого‑то лодочника перевезти нас обратно, причем для этого нам пришлось приложить немало красноречия, потому что он совсем не хотел этого делать.

Кстати, о «Ракете». Ее маршрут начинался в самом центре Ленинграда — на площади Декабристов (ныне Сенатской) и заканчивался в Петрокрепости. Кроме «Ракеты» также на регулярной основе вдоль Невы курсировали и речные трамвайчики, но они были тихоходными и не слишком привлекали внимание.

Для причаливания этих судов были сделаны хорошие деревянные пристани. В частности, такие сущест­вовали у Механического завода, во 2‑м Отрадном (как раз там переплывать Неву было удобнее всего), в Островках, в Нев­ской Дубровке напротив впадения реки Мги, а далее в Кировске и еще во многих местах. Я не раз с удовольствием пользовался этим видом транспорта. Быстро, красиво и удобно! Сейчас ничего этого нет, а от пристаней не осталось и следа.

В заключение хотелось бы сказать вот о чем. Только в своем устье Нева имеет низкие топкие берега, а выше по течению, начиная уже от Рыбацкого и до самого Ладожского озера, они становятся высокими, от трех до пяти метров, а иногда и выше. Здесь уже нет и не может быть никаких наводнений. Вот где Петру I нужно было строить город, а в устье можно было оставить только крепость и, возможно, Александро-Невскую лавру. И все. Этим был бы спасен уникальный природный комплекс дельты Невского устья, а город бы не подвергался разрушительным наводнениям.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#Нева #детство #Отрадное #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 133 (7462) от 21.07.2023 под заголовком ««Ло-о-о-одку!»».


Комментарии