Литераторы в Александринке. Как в фойе театра появились Пушкин и Грибоедов

Царское фойе Александринского театра, что против выхода из зрительного зала, украшают два бюста - Пушкина и Грибоедова, давно уже ставшие привычной деталью интерьера. Однако рядом нет никакой таблички, сообщавшей о том, кто их автор. Позвонил в театр, поинтересовался, там ответили, что не знают, кто автор этих бюстов. Спрашиваю: когда они попали в театр? Говорят - давно..

Литераторы в Александринке. Как в фойе театра появились Пушкин и Грибоедов | Фото Сергея Грицкова

Фото Сергея Грицкова

Спасибо руководителю музея Александринского театра Светлане Юрьевне Спириной: она любезно согласилась вместе со мной немного «покрутить» скульптуру. Можете представить нашу радость, когда на задней стороне бюста оказалась надпись: «П. Каменскiй». А на обороте стоящего напротив бюста Пушкина мы обнаружили авторскую подпись Леопольда Бернштама. Скульптор он известный - автор «Царя-плотника» на Адмиралтейской набережной, памятников Пушкину в Царском Селе у Египетских ворот и Петру в Выборге.

Сохранилось на обороте бюстов в Александринке и клеймо завода Адольфа Морана, на котором тогда отливали очень многие бронзовые скульптуры, вплоть до памятника императрице Екатерине Великой на Невском проспекте.

И тут Светлана Юрьевна сообщила, что кроме Царского фойе в театре есть и Актерское, куда публику обычно не пускают. Его украшают бюсты Крылова, Гоголя и Фонвизина. Оказалось, что авторство бюста Фонвизина принадлежит Бернштаму, а Крылова и Гоголя - Каменскому. При этом на бюсте Гоголя еще указана и дата исполнения - 1886 год.

Однако в театре никаких документов, которые проливали бы свет на установку этих скульптур, не было. Все встало на свои места, когда в Российском государственном историческом архиве в руки мне попал документ, направленный в январе 1895 года директором императорских театров Всеволожским министру двора графу Воронцову-Дашкову.

В нем говорилось: «В виду исполнившегося столетия со дня рождения Грибоедова... и истекшего пятидесятилетия со дня смерти баснописца Крылова было бы совершенно справедливо оказать такое же внимание к памяти этих авторов, какое уже оказано таким писателям, как Фон-Визин, Гоголь и Островский, то есть заказать их бюсты из бронзы и поместить таковые в фойе Александринского театра. Таковые бюсты, исполненные скульптором Дирекции Каменским и вылитые из бронзы Мореном, обойдутся до 1500 рублей».

Если скульптор Леопольд Бернштам в особых представлениях не нуждается, то Павел Павлович Каменский известен меньше. Он служил заведующим бутафорскими мастерскими дирекции императорских театров, его имя можно увидеть на многих старых театральных программках. Ему принадлежит авторство памятника на могиле П. И. Чайковского в Александро-Невской лавре.

Покинув из-за болезни театральную дирекцию, Павел Каменский стал главным художником знаменитой серии фарфоровых фигур «Народности России», выпущенной по личному указу Николая II на Императорском фарфоровом заводе к 300-летию царствования дома Романовых. Эту коллекцию и сегодня можно увидеть в музее предприятия.

#Александринский театр #скульптура #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 057 (6410) от 29.03.2019 под заголовком «Литераторы в Александринке».


Комментарии