Лишний элемент. Хулиганство в садах было большой проблемой
«В саду Трудящихся трава вытоптана, кусты обломаны и ощипаны, на деревьях, как грозди, хулиганствующие ребята качаются на ветвях, ломают их, режут кору редких деревьев. Парк завален спящими. Кругом все забросано бумагой, окурками, шелухой семечек», — сообщала в июне 1926 года «Ленинградская правда».
ФОТО Unsplash
Напомним, сад Трудящихся — это бывший (и нынешний) Александровский сад у Адмиралтейства. Однако подобную картину, по словам газетчика, можно было наблюдать по всему городу. Еще более удручающее зрелище представало глазам в Александровском парке около Народного дома на Петроградской стороне, в сквере у Инженерного замка на Фонтанке и в Прудковском саду на улице Некрасова.
«Против дома № 56 по улице Некрасова — целый день базар, грязь, шум, — сообщалось тогда же в «Ленправде». — Базарная шпана чувствует себя хозяином положения: на днях был избит до потери сознания милиционер, пытавшийся призвать к порядку». Впрочем, не всегда можно было надеяться и на стражей порядка: так, в июне того же 1926 года зачинщиком пьяного дебоша во время футбольного матча на стадионе «КИМ» оказался не кто иной, как милиционер 15‑го отделения.
Газета сетовала, что практически ни одна из «пролетарских экскурсий», которые устраивали для рабочих Ленинграда каждое воскресенье, не проходила без эксцессов — драк, пьянства и поножовщины…
Какие меры использовали власти? Прежде всего карательные, а также культурную работу и общественный отпор. «Никакая усиленная охрана не поможет, если все граждане не поддержат дело порядка в садах, — призывала «Ленправда». — Хулиганству и безобразиям надо дать общественный отпор! Хулиган должен быть заклеймен не только судом, как уголовный тип, но и должен быть отвергнут обществом, как лишний и вносящий разложение в общество элемент».
«Нам пишут из Лесного: с открытия катания на лодках в Беклешовом саду появилась личность с черной бородой, надевающая на себя иногда русскую лилового цвета рубашку. Личность эта позволяет себе впрыгивать без приглашения в лодки, в которых заметит одних дам или девиц, после чего продолжает при встрече раскланиваться, а иногда нахально манит к себе рукою. Появление такого бесцеремонного нахала лишает дачников удовольствия выйти в Беклешов сад и покататься на лодке».
«Петербургская газета», 14 июня 1878 г.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (7433) от 09.06.2023 под заголовком «Лишний элемент».
Комментарии