Линия Маннергейма... в мирных целях

Название «линия Маннергейма» на слуху. Однако не погрешу против правды, если скажу, что едва ли многие на ней бывали. Можно ли сделать бывшие финские укрепления, которые в ходе «зимней» войны 1939 - 1940 годов с неимоверными усилиями были прорваны Красной армией, популярными туристическими объектами? И нужно ли? Об этом шла речь на расширенном заседании комиссии по историческому, культурному и духовному наследию, действующей в составе областной Общественной палаты. Экспертами выступали знатоки истории Карельского перешейка.

Линия Маннергейма... в мирных целях | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Чтобы от заседания был максимальный толк, его сделали выездным - непосредственно на самой укрепленной линии. Пока мы мчимся на микроавтобусе по направлению бывшей финской границы, краевед Евгений Балашов ведет рассказ.

- Финны начали строить укрепления на Карельском перешейке уже в 1921 году, само же название «линия Маннергейма» возникло в первую неделю «зимней» войны, когда наши войска были остановлены перед главной полосой обороны. В строительстве в разное время принимали участие немецкие, французские консультанты, но главным создателем следует считать бывшего офицера русской армии Сергея-Йохана Фабрициуса. Он с 1919-го по 1940 год являлся проектировщиком и фактически главным ответственным лицом за строительство этой линии. Поэтому здесь в немалой степени был воплощен опыт российской фортификации.

Длина линии более 150 километров, на ней свыше двухсот объектов, если не считать еще и береговых батарей, доставшихся Финляндии в наследство от Российской империи.

- Линия Маннергейма овеяна мифами, - добавляет историк Баир Иринчеев. - В одноименном фильме, вышедшем перед Великой Отечественной, линия была изображена огромной неприступной крепостью, построенной на деньги западных империалистов. Тогда и заговорили о многоэтажных подземных укреплениях, о дотах, покрытых резиновой подушкой, от которой отскакивали снаряды. Тем более что проверить уже было нельзя: в 1940 году, после войны, линия перестала существовать как фортификационный объект: ее укрепления были взорваны.

Иринчеев водит сюда туристские группы уже полтора десятка лет.

Часть оборонительных укреплений, относительно неплохо сохранившихся, находится на территории военного полигона 138-й гвардейской мотострелковой бригады в Каменке. Официально доступ туда закрыт, но когда стрельб нет, пробраться все-таки можно.

Наша первая остановка - памятники на братских могилах воинов Красной армии в урочище Солдатском на Нижневыборгском шоссе, одни из главных мемориалов на всей линии Маннергейма. В 1940 году существовал проект создания целого комплекса монументов на Карельском перешейке, который не был осуществлен. Их закладка должна была состояться в ноябре 1941 года, во вторую годовщину начала войны с белофиннами...

Идем от шоссе к доту SK10. Нам повезло: шлагбаум с грозной надписью «Стой, стреляют! Проезд и проход запрещен!» поднят.

- Дальше начинается территория полигона, которая во время больших стрельб закрыта, - обращает внимание Иринчеев. - Здесь стоит патруль, никого не пускают. И все объекты линии Маннергейма по эту сторону шоссе становятся недоступными для посещения.

На нашем пути - памятник на могиле 204 финских воинов. Он установлен в начале 1990-х годов в рамках межправительственного соглашения об уходе за воинскими захоронениями. Надписи на трех языках - русском, финском и шведском.

- Для финнов, влекомых «ностальгическим туризмом», эта братская могила, устроенная еще в 1941 году, - обязательный пункт посещения, - поясняет Иринчеев. - Дело в том, что в Финляндии сражение у деревни Сумма, которая здесь находилась, считается таким же героическим, как для нас оборона Брестской крепости. Недаром медаль за оборону Суммы считалась в финской армии одной из самых почетных.

А мы идем дальше, еще несколько сотен метров, и доходим до руин дота SK10. Мощные куски бетона, торчащая арматура, глубокие ямы...

- Многие руинированные сооружения небезопасны для посещений, - говорит Иринчеев. - Этот дот на самом деле один из самых посещаемых. Хотя он и был взорван, сохранился прилично. В других частично завалены входы, залезать туда надо по-пластунски.

Самое главное - уцелел подземный тоннель, проходящий через всю высоту. Мы осторожно спускаемся в него, держась руками за торчащие прутья арматуры. В бункере холод и абсолютный мрак. Дорогу подсвечиваем фонариками в мобильных телефонах. Впечатление - колоссальное. Все подлинное, настоящее. На бетонных стенах - следы опалубки. Внутри сохранились даже металлические основания нар в несколько ярусов.

Дот был вооружен четырьмя пулеметами «Максим», которые держали под обстрелом всю местность. В бункере могли укрыться сорок человек. Освещение - карбидными лампами. Внизу - колодец, из которого подавалась вода для охлаждения пулеметов...

Еще один дот, SK16, который мы посмотрели, расположен совсем рядом с Нижневыборгским шоссе. Там был командный пункт батальона. Толщина стен около метра, перекрытия - полтора метра.

- Дот наши саперы подорвали изнутри, крыша разломилась надвое, перевернулась и легла обратной стороной. Поэтому это сооружение называют «дот-бутерброд», - поясняет Иринчеев. - Вообще же, если говорить о туристических объектах, надо начинать с четырех дотов по другую сторону шоссе, вне пределов полигона. Они доступны для посещения в любое время. За взятие одного из них, SK2, пять наших военнослужащих получили звание Героя Советского Союза...

Итак, резюме. Уже сегодня линия Маннергейма интересна публике. Но пока это «дикий туризм», к которому готовы лишь самые увлеченные.

- На мой взгляд, начать надо с обустройства исторических троп, маршрутов. Чтобы поставить указатели, таблички, много денег не требуется, - считает Евгений Балашов. - Нужны парковки для туристических автобусов. И самое главное - защита государством объектов от уничтожения, вандализма, а территории от застройки.

- Руины дотов не требуют реставрации и многомиллионных вложений государственных средств - необходимо только благоустройство территории вокруг. Может быть, это должен быть объект совместного российско-финского сотрудничества, - таково мнение руководителя поездки доктора исторических наук Анатолия Кирпичникова.

По словам ученого, в первую очередь необходимо изменить идеологическое отношение к этому историческому объекту. Не наследие, доставшееся от врага, а памятник истории двух стран - России и Финляндии. Историческое богатство, достояние инженерной мысли, фортификационного искусства, политая кровью страница нашей воинской славы.

Часть объектов уже облагорожена силами энтузиастов. Например, на территории особо охраняемой природной зоны «Раковые озера» к доту проложена тропинка, поставлены указатели. Военно-исторический центр Карельского перешейка, которым руководит Иринчеев, на местах боев ставит информационные таблички - помогает областное правительство. Но здесь, как говорится, палка о двух концах. Многих привлекают именно руины линии Маннергейма, ее тайна, ощущение подлинности, флер забытости и незатоптанности. Даже самый обычный турист, далекий от истории, всегда клюет на эксклюзив. Кого удивишь посещением Петергофа? А тут действительно редкость...

По результатам поездки комиссия направит свои рекомендации губернатору и правительству Ленинградской области, в министерства культуры и обороны.

- Дело это вовсе не пустое, - считает Кирпичников. - За последние годы многие из наших рекомендаций превратились в конкретные решения. Например, наши предложения имели большое значение для реставрации Староладожской крепости и установки возле нее памятника Рюрику и Олегу. Почему бы и теперь не попробовать?

#Линия Маннергейма #туризм #Кирпичников

Комментарии