«Летун» с Металлического
В истории Ленинградского Металлического завода, ныне входящего в концерн «Силовые машины», был любопытный, но малоизвестный эпизод, относящийся к последним предреволюционным годам.
Так выглядела перед революцией достроечная пристань Металлического завода на Полюстровской набережной. ФОТО из ЦГАКФФД СПб
Тогда, перед Первой мировой войной, в России была принята внушительная кораблестроительная программа, предусматривавшая в том числе и строительство 36 эскадренных миноносцев. Казенные верфи с таким объемом работ справиться не могли, и тогда привлекли частные заводы, в том числе и Петербургский Металлический.
Почему заказ на строительство боевых кораблей получил этот завод, казалось бы, сугубо сухопутный? На самом деле он имел самое непосредственное отношение к флоту. Еще в 1886 году здесь было создано артиллерийское конструкторское бюро, которое проектировало различные артиллерийские системы для флота. Благодаря таланту директора завода Отто (по паспорту Оттона) Егоровича Креля, немца по национальности, предприятие в конце XIX века превратилось в одного из главных поставщиков армии и флота.
Отто Крель и его последователи руководствовались принципом: невыполнимых заказов нет. Поэтому завод брался за самые сложные задачи и почти всегда решал их успешно. Будь то лифт для животных в противочумной лаборатории форта «Император Александр I», аварийный док для ремонта судов в Кронштадте, землечерпалки для Петербургского и Архангельского портов, перекрытия для Ботанического сада. Когда же речь зашла о строительстве миноносцев для Балтийского флота, руководство завода взялось и за эту работу.
«Пробой пера» стало строительство двух кораблей для Черного моря. Мастеровые и инженеры завода были командированы в Херсон, где на верфи Вадона собрали и спустили на воду эсминцы «Быстрый» и «Пылкий». Но нужна была собственная верфь, и 12 октября 1911 года чрезвычайное собрание акционеров поручило правлению приобрести у обанкротившегося владельца бумажной фабрики Паллизена его предприятие и 45 десятин земли. Фабрика располагалась в 22 км от Петербурга - у деревни Корчмино в Шлиссельбургском уезде, где река Ижора впадает в Неву.
Вскоре там началась кардинальная перестройка корпусов. В них разместились железо-судостроительный, сборочно-установочный, слесарно-механический цеха. Рядом возвели вспомогательные мастерские - медницкую, кузницу, корабельно-плотницкую, а также собственную котельную установку и электрическую станцию, давшую 1 августа 1913 года первый ток.
Главное - четыре стапеля, в проектировании которых участвовал известный кораблестроитель А. Н. Крылов, занимавший должность консультанта Металлического завода. Сюда же перевели цех железных конструкций, имевший немало заказов. В частности, по заказам военного ведомства здесь изготавливали 90-метровые башни для станций беспроволочного телеграфа.
Численность персонала Усть-Ижорской верфи, а именно так ее стали называть, достигла полутора тысяч человек. Вокруг бывшей фабрики Паллизена вырос жилой городок, однако большая часть рабочих снимали квартиры в ближайших деревнях Ижора и Корчмино. Действовала своя школа, работала продовольственная лавка.
В конце 1913 года восемь заказанных Металлическому заводу миноносцев (еще не построенных) уже зачислили в списки флота. Это были «Орфей» (и вся серия также получила такое название), «Забияка», «Гром», «Победитель», «Летун», «Десна», «Азард» и «Самсон». Свои названия они получили в честь судов парусного флота, прославившихся в различных сражениях.
В начале ноября 1913 года началась сборка первых четырех корпусов эсминцев, а в цехах Металлического завода в Петербурге уже изготавливали части котлов и другого оборудования. Некоторые детали и материалы, которые невозможно было получить в России, завод заказывал за границей. Например, сталь для турбинных лопаток - в Америке, свинец - у английской фирмы «Форстер», котельные трубки поступали из Швеции.
С началом Первой мировой войны доставка грузов из-за границы усложнилась, а по некоторым позициям и вовсе прекратилась. Например, часть партии олова, погруженная на пароход «Франкфурт», была конфискована Германией; другая застряла в порту: капитаны отказывались выходить в море, где хозяйничали немецкие подводные лодки. Тем не менее начавшаяся война, закрывшая границы с Европой, не отразилась на работе Металлического завода так, как это было на других русских предприятиях.
За счет форсирования корпусных работ 23 октября 1914 года удалось спустить на воду «Забияку» и «Победителя». На заводе торопились, так как надо было успеть до ледостава отбуксировать их к достроечной пристани Металлического завода на Полюстровской (ныне Свердловской) набережной напротив здания заводоуправления. Здесь срочно возвели достроечные цеха - мастерские «А», «Б» и «В». Они просуществовали почти 50 лет, последняя мастерская «Б» была снесена лишь в 1965 году.
«Победитель» первым из эсминцев Металлического в августе-сентябре 1915 года прошел испытания и отправился в Гельсингфорс (Хельсинки), где вступил в состав действующего флота.
Корабли, построенные Металлическим заводом, участвовали в Первой мировой и Великой Отечественной войнах, и их судьба сложилась по-разному. Одним из самых знаменитых был эсминец «Гром», гибель которого в октябре 1917 года на Кассарском плесе красочно описал В. С. Пикуль в романе «Моонзунд». Правда, на самом деле было все совсем не так, но это отдельная история...
«Орфей» подорвался на мине в 1917 году, остался на плаву, но в строй не был введен. «Летун» был исключен из списков флота в 1922-м. «Самсон», переименованный в «Сталина», в 1933 году совершил сложное путешествие по Беломоро-Балтийскому каналу и Северному морскому пути во Владивосток. «Азард» («Зиновьев», а затем «Артем»), «Победитель» («Володарский») и «Десна» («Энгельс») подорвались на минах во время знаменитого Таллинского перехода в 1941-м. Последним окончил службу эсминец «Забияка»: он погиб в огне первого в СССР подводного ядерного взрыва на испытаниях у берегов Новой Земли 21 сентября 1955 года.
Судьба Усть-Ижорской верфи тоже сложилась непросто. Революция и Гражданская война помешали выполнить все запланированные заказы. В начале 1920-х годов верфь находилась на грани самоликвидации, и единственное, что здесь изготовили тогда, - небольшую шлюпку в подарок к дню рождения В. И. Ленина в 1922 году. Об этом есть упоминание в ЦГИА СПб, но судьба шлюпки неизвестна. Неизвестно и то, пользовался ли ею Ильич... Продолжатель верфи существует и по сей день. Теперь это Средне-Невский судостроительный завод, который находится в поселке Понтонный.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (5823) от 03.11.2016.
Комментарии