«Ленинградская поэма» была создана в осажденном городе 80 лет назад
То, что в августе 1942 года в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, ставшая гимном мужеству защитников, — факт более чем известный. В тени этого события остается «Ленинградская поэма», созданная в осажденном городе 80 лет назад, в феврале 1943 года, и исполненная летом того года.
ФОТО Pixabay
Ее автором был музыкант Александр Розанов. Он окончил Ленинградскую консерваторию, выступал как концертирующий пианист. Судьба его была непростой: в 1932 году он был репрессирован, попал на строительство канала Москва — Волга. Два года занимался тяжелой работой, был на грани жизни и смерти. Его спасла культпросветбригада, в которую его определили. После освобождения в 1935 году Розанов был отправлен на поселение в Кировск Мурманской области, где стал преподавать музыку. Существующая там детская школа искусств носит ныне его имя.
Когда началась война, Розанов попал в действующую армию, получил назначение в бригаду художественной самодеятельности, выступавшую в агитпунктах, госпиталях и воинских частях Мурманской области. Затем оказался под Ленинградом, зимой 1942/43 годов был направлен в агитвзвод 55‑й армии Ленинградского фронта, располагавшийся в Рыбацком. Розанов стал концертмейстером фронтового ансамбля Аркадия Обранта, сочинял оркестровую музыку, принимал участие в выступлениях перед воинскими частями.
Именно благодаря коллективу Обранта произошла встреча Розанова с театральной художницей Верой Милютиной. Их союз, продолжавшийся сорок три года, действительно был рожден блокадой…
В феврале 1943 года Розанов создал «Ленинградскую поэму», которая летом была публично исполнена им в Союзе композиторов вместе с композитором Валерианом Богдановым-Березовским. Она состоит из нескольких разделов, два первых посвящены довоенному городу, в них звучат распевные мелодии, близкие русской народной песне. Затем — образ войны, маршевый ритм, тревожные интонации. Завершается поэма колокольным перезвоном — радостью Победы.
«Ленинградская поэма» была задумана как оркестровое сочинение, но дошла до наших дней только в авторской фортепианной версии. Так получилось, что многие десятилетия ее не исполняли. «Популяризатором» произведения, оставшегося в рукописи, стала хранительница архива семьи Розановых — племянница композитора Ольга Сахарова, ученый-биолог, жительница блокадного Ленинграда.
— Конечно, «Ленинградская поэма» не такое масштабное произведение, как Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, — говорит Ольга Владимировна, — но все‑таки было бы справедливо, если бы о нем знали современные петербуржцы. Ученик композитора Розанова Сергей Волков выполнил переложение для двух фортепиано, именно благодаря ему поэма вернулась к музыкантам и слушателям.
В 2010 году после 67‑летнего перерыва она была впервые исполнена публично — к столетию со дня рождения Розанова. Произошло это в Воронеже. В следующем году она прозвучала в нашем городе — на памятном концерте театра «Родом из блокады» в Малом зале Филармонии, посвященном Дню полного освобождения Ленинграда от блокады. Спустя четыре года нотное произведение было опубликовано.
В нынешнем году «Ленинградскую поэму» можно будет услышать в видеозаписи 17 февраля в Рыбацкой библиотеке. Кроме того, как заверили в театре «Родом из блокады», произведение обязательно прозвучит на одном из его концертов.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 26 (7355) от 13.02.2023 под заголовком «Поэма для оркестра ».
Комментарии