«Ледяной дом» продержался недолго. Спектакль о царской забаве подвергли жестокой критике
В начале января 1934 года на сцене Театра музыкальной комедии Госнардома состоялась премьера романтической мелодрамы «Ледяной дом» по мотивам одноименного романа Ивана Лажечникова. Автором музыки был Константин Листов, либретто — Вадим Шершеневич. Постановку спектакля осуществил режиссер Борис Чернявский, костюмами и оформлением сцены занимались художники Татьяна Бруни и Георгий Коршиков.
Рисунок художницы Елены Тамруччи к спектаклю «Ледяной дом» из репертуарно-программного справочника «Ленинградские театры» за январь 1934 года./ФОТО из коллекции автора
Каждый из создателей спектакля был по‑своему известен. Константин Листов — автор более восьмисот песен, музыки к опереттам и спектаклям. Среди написанных им песен всенародно любимой стала «В землянке» на стихи Алексея Суркова. Вадим Шершеневич — талантливый переводчик и поэт, написал множество оперетт и музыкальных комедий; большинство из них были переводами с французского и немецкого языков. К театральным художникам Татьяне Бруни и ее мужу Георгию Коршикову известность пришла после балета «Болт», который был поставлен в 1931 году балетмейстером Федором Лопуховым в Ленинградском театре оперы и балета…
Что же касается ледяного дома Анны Иоанновны… Его, как известно, построили прямо посреди Невы, между Адмиралтейством и новым Зимним дворцом, для «куриозной свадьбы» придворных шутов князя Михаила Голицына и Авдотьи Бужениновой. Из-за сильных морозов он простоял довольно долго, почти два месяца — до конца марта 1740 года. Примерно столько же просуществовал и спектакль — по театральным меркам совсем немного. Причиной стала серьезная критика в его адрес.
Газета «Ленинградская правда» сетовала, что оперетта получилась весьма заурядной, в ней слишком много внимания отдано опереточным «парам», таким как царица и Бирон, Волынский и молдаванская княжна, между тем «народ присутствует в оперетте в качестве фона, а не как действующая масса. Его классовое лицо не показано».
«Столь же неясны и социальные причины вражды Волынского и Бирона, — указывалось далее в рецензии. — В итоге получилось произведение, обеими ногами стоящее на почве обычного опереточного штампа. Надо прибавить к этому, что литературные качества либретто Шершеневича весьма низки».
Подхватила этот критический тон и «Красная газета»: «…Это не столько музыкальная комедия, сколько театр ужасов, да к тому же и не очень музыкальных, так как трудно назвать музыкой неблагозвучные и хилые звучания, поставленные композитором К. Листовым… Пьеса В. Шершеневича — образчик самого постыдного вида альковной литературы, пытающейся спекулировать на интересе зрителя к прошлому… Сочинение Шершеневича и Листова — заведомый художественный брак, стоящий даже для оперетты на небывало низком идейном уровне».
Впрочем, рецензент «Красной газеты» — театральный критик и литературовед Симон Дрейден — указал и на положительные стороны новой постановки: «В первую очередь надо отметить артистку Болдыреву, дающую мягкий и непосредственный образ разбитной, изобретательной, жизнерадостной «гоф-девушки», далекий от опереточных штампов. Тщательна актерская работа И. Орловой, Свидерского, Соколова и некоторых других… Положительную оценку заслуживает работа художников Бруни и Kopшикова, изобретательная, живописная, отмеченная хорошей выдумкой, тонким юмором и подлинным владением масштабами сцены».
Спектакль продержался на сцене до середины марта 1934 года. Забегая вперед: в 2006 году на Дворцовой площади по чертежам, сохранившимся в книге академика Георга Крафта, воссоздали ледяной дом Анны Иоанновны. А вот на театральную сцену спектакль об этой царской забаве больше не возвращался.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (7585) от 19.01.2024 под заголовком ««Ледяной дом» продержался недолго».
Комментарии