Ледовая погрузка. Каравану с продовольствием для Ленинграда пришлось остаться зимовать на Ладоге
Эта фотография конного обоза на Ладоге достаточно известна, она представлена во многих книгах и музейных экспозициях, посвященных блокаде Ленинграда. Обычно говорится, что на ней запечатлено начало пробного санного пути по ледовой Дороге жизни в ноябре 1941 года. Но почему же тогда на заднем плане видны корабли и баржи, причем еще и с дымящими трубами? Как отмечает исследователь Александр Иванов, у этих фотографий особая история, они связаны с эпизодом, который впоследствии оказался в тени…
За этим кадром — огромная, говоря современными словами, логистическая операция, выполненная в тяжелейших прифронтовых условиях./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Как известно, ледовая Дорога жизни начала действовать 22 ноября 1941 года. В этот день через Ладожское озеро прошла первая автомобильная колонна из 60 грузовиков, доставившая продовольствие в блокадный Ленинград. Однако такого количества провианта осажденному городу было катастрофически мало.
Поэтому 23 ноября Военный совет Ленинградского фронта дал указание, подписанное командующим войсками Ленфронта М. С. Хозиным и членом Военного совета фронта А. А. Ждановым: «Продолжать до последней возможности перевозки грузов канлодками и транспортами из Новой Ладоги в Осиновец и обратно. Рейсы организовать совместными распоряжениями начальника тыла фронта генерал-майора интендантской службы товарища Лагунова и командующего КБФ вице-адмирала товарища Трибуца».
В это время Ладожская военная флотилия как раз закончила передислокацию из Новой Ладоги на зимовку в Морье. Как отмечает историк Дмитрий Литвинов, тогда шли ожесточенные бои за город Волхов, был риск потери и Волхова, и Новой Ладоги, поэтому флотилию решили оттуда увести. Переход начался 17 ноября, длился пять дней и дался довольно тяжело: льдами было раздавлено несколько буксиров и пароход «Козельск».
Почему с петровских времён на выезд из России требовалось получить разрешение полиции?Однако, поскольку было получено указание, рейсы по Ладоге, еще не полностью скованной льдом, возобновили. Тем более что в Новой Ладоге оставались большие запасы продовольствия. 24 ноября из Морья вышла канонерская лодка «Бира», в качестве пассажиров она приняла на борт преподавателей и студентов одного из ленинградских вузов, которых доставила на Большую землю. Обратно, с Волховского рейда, она ушла 27 ноября с грузом хлеба, с караваном из транспортов «Чапаев» и «Вилсанди», тральщиков и катеров и благополучно добралась на другой берег.
К тому времени ледовая трасса через Ладогу уже несколько дней действовала, но муки по ней доставляли в Ленинград явно недостаточно. 26 ноября — 124 тонны, 27 ноября — 126 тонн. Ленинграду же требовалось как минимум 600 тонн муки в день.
Недаром 27 ноября Сталин в своей шифрограмме М. С. Хозину и А. А. Жданову хоть и «санкционировал» устройство «зимней фронтовой автомобильной дороги», но указывал: «все это дело малонадежное и не может иметь серьезного значения для Ленинградского фронта. Вы не должны забывать, что единственное средство добиться надежного и регулярного снабжения Ленинградского фронта и г. Ленинграда заключается в том, чтобы поскорее, не теряя ни часа, прорвать кольцо противника и пробить себе дорогу на восток».
Видя, что ледовая трасса еще недостаточно эффективна, руководство Ладожской военной флотилии решило, пока озеро окончательно не замерзло, провести еще один караван в Новую Ладогу, чтобы загрузить там продовольствие. 28 ноября 1941 года из Осиновца была отправлена группа кораблей, теоретически способных пройти во льдах. В нее вошли канонерская лодка «Лахта», транспорты «Стенсо» и «Ханси», тральщик № 63, баржа и спасательный корабль «Сталинец», который находился в составе Экспедиции подводных работ особого назначения и также использовался для боевых действий на Ладожском озере.
Выйдя из Осиновца, корабли за три дня смогли пройти почти до самой Новой Ладоги, но уперлись во льды и оказались затерты ими. На помощь были отправлены канонерская лодка «Шексна» (бывший ледокол) и тральщик № 100, но они не смогли пробить дорогу.
Тогда продовольствие решили подвезти прямо к каравану. Первые конные обозы смогли подойти к кораблям только спустя несколько дней. Именно этот момент и запечатлен на фотографии. Затем для подвозки грузов стали использовать грузовики.
Погрузка продолжалась пять дней. Была надежда на оттепель, однако температура вновь упала, Ладожское озеро намертво сковал лед, и шансов на возвращение кораблей в Осиновец практически не оставалось. В итоге прибывший 10 декабря в Новую Ладогу командующий Балтийским флотом вице-адмирал Владимир Трибуц остановил операцию, ставшую совершенно бессмысленной, и караван остался зимовать во льдах…
Вся эта группа кораблей отправилась в Ленинград только в конце мая 1942 года. Это был первый рейс по Большой трассе Ладоги в навигацию 1942 года.
Как отмечает Александр Иванов, надпись на памятнике в Новой Ладоге, посвященном Ладожской военной флотилии, гласит: «Отвага и долг беззаветных героев вели корабли Ленинграду на помощь по ладожским волнам». Можно добавить: «и льдам».
Читайте также:
За дымовой завесой: это столкновение закончилось победой Ладожской военной флотилии
«Я всем ребятам скажу, они помогут»: детские письма Сталину как символ всенародного подвига
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (8047) от 02.12.2025 под заголовком «Ледовая погрузка».




Комментарии