Главная городская газета

Лазарет у Пискаревки

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Образцовые дома» града Петрова

Со времен Петра I в Северной столице сохранилось не мало домов, возведенных для «именитых», «зажиточных» и «подлых» горожан. В статусах «образцовых» строений разбирались «СПб ведомости». Читать полностью

Харьковское товарищество барона Бергенгейма

Историческое клеймо качества «ХТБЭБ» довольно часто можно встретить на петербургской плитке. Кому принадлежит этот символ и что он означает? Мы изучили знак и раскрыли его тайну. Читать полностью

Последние поэты: 100 лет назад был закрыт Императорский лицей

Ни одно учебное заведение царской России, закрытое после революции, в наши дни не вспоминают столь часто, как бывший Царскосельский лицей. Мы разобрались, что случилось с Императорским лицеем после его закрытия. Читать полностью

Зубы дракона на Мокрушах

«СПб ведомости» обнаружили в исторической хронике необычный случай появления «зубов» на Петроградской стороне. Разберемся в ситуации и рассмотрим, причем здесь «Никола-Мокрый». Читать полностью

Истории: как камердинер Пушкина воспитывал и шутливые стихи Суворова

Из рубрики «Просто анекдот» наши читатели узнают, как дядька-камердинер Никиты Всеволожского заставлял Пушкина писать стихи. А также прочтут нетленные короткие стихи Суворова, написанные после победы в Туртукае. Читать полностью

Первопоходники. За что боролась Добровольческая армия

Сто лет назад в России разгоралось пламя Гражданской войны. Об этапах становления Красной армии мы уже писали. А за что воевали белые? За «веру, царя и Отечество»? Или за помещиков и капиталистов? Читать полностью
Лазарет у Пискаревки | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В декабре нынешнего года свое столетие отмечает Дорожная клиническая больница (бывшая Железнодорожная). Еще в 1897 году на Первом съезде железнодорожных врачей говорилосьо необходимости создания отраслевой больницы, ибо число железнодорожников и членов их семей уже приближалоськ 50 тыс. человек.

Материальные трудности заставили отложить реализацию этой идеи, и только в 1910 году врачу врачебно-санитарной службы Николаю Константиновичу Ващенко поручили подготовку материалов, доказывающих необходимость срочного строительства больницы. На их основании министр путей сообщения С. В. Рухлов принял решение о включении в бюджет на 1911 год суммы, необходимой для начала строительства.

Место для будущей больницы – зеленый массив площадью около 20 га вблизи железнодорожной станции Пискаревка – выбиралось с учетом множества факторов. Принималось во внимание, что там чистый загородный воздух, что до ближайшего завода не один километр и что рядом проходит железная дорога. Участок земли выкупили у собственницы землевладелицы Серебряковой за солидную сумму – 120 тыс. рублей серебром.

Строительство началось после заключения договора с Русским акционерным обществом гранитных, мраморных и строительных работ. К исполнению приняли проект архитектора Германа Теофиловича Рудзского. Торжественная закладка здания состоялась 9 сентября 1913 года, а уже 30 ноября (13 декабря по новому стилю) следующего года состоялось освящение Узловой больницы Северо-Западных железных дорог в присутствии министра путей сообщения.

К тому времени уже шла Первая мировая война, и в больнице сразу же развернули лазарет Красного Креста. Первая партия раненых воинов поступила сюда 11 (24) декабря 1914 года. Для удобства их подвоза до больницы протянули специальную железнодорожную ветку. Ее следы сохранялись еще в 1990-х годах. Курировала лазарет царская семья во главе с императрицей Александрой Федоровной.

Слева, ближе к Николаевскому проспекту (ныне Мечникова), был возведен дом главного врача, справа – часовня-покойницкая. Все три сооружения сохранили свой внешний облик и поныне. Перпендикулярно правому крылу больничного корпуса построили инвалидный дом имени Александра II для реабилитации. Его еще называли Цандеровским институтом по имени шведского ученого Цандера, разработчика системы механотерапии.

Два года в больнице лечили только раненых воинов, и лишь 3 февраля 1916 года здесь была проведена первая «мирная» операция железнодорожнику.

В 1916 году руководство больницы активно приступило к реализации планов благоустройства территории и строительству новых корпусов. На втором этаже главного корпуса открыли домовую церковь во имя равноапостольной княгини Ольги. Она была освящена

24 января 1916 года епископом Гдовским Вениамином в присутствии великой княгини Ксении Александровны.

В 1917 году развитие больничного городка остановилось. Главный врач Н. К. Ващенко был вынужден покинуть свой пост. Хозяйство приходило в упадок. Только к середине 1920-х годов положение улучшилось: деревянные корпуса стали ремонтировать и перепрофилировать, открывали новые отделения. На большой территории нашлось место для подсобного сельского хозяйства, просуществовавшего до 1957 года. В 1935 году овощи с этого огорода даже получили золотую медаль на ВДНХ. Плодотворная деятельность главного врача В. Э. Маршевского была прервана его арестом в 1937 году...

В годы блокады посильную помощь больным оказывал немногочисленный медперсонал, живший в основном там же, на территории больницы. После войны основной задачей становится создание здесь современного медицинского центра. В 1964 году был построен новый терапевтический корпус; еще два корпуса ввели в строй в середине 1980-х годов. Тем не менее, как и прежде, территория больничного городка остается обширной зеленой зоной. Два старых погреба-кургана прекрасно вписываются в общий ландшафт и добавляют ему прелести. Здесь бережно сохраняют петербургский стиль.


Вчера, когда медики и железнодорожники отмечали столетие со дня открытия Дорожной клинической больницы, на ее территории открыли памятник Николаю Константиновичу Ващенко – старшему врачу управления Северо-Западных железных дорог. Именно он в 1910 году обосновал и доказал необходимость строительства Петроградской узловой железнодорожной больницы. Благодарные потомки увековечили память о создателе этого медицинского учреждения. В открытии памятника принял участие президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

Скульптор монумента Виктор Шувалов.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook