Лазарет в петровском стиле. История больничного комплекса на Пискаревском проспекте
В 1903 году, когда Петербург торжественно праздновал свой двухвековой юбилей, городская дума задумала построить на окраине столицы — на Пискаревке — большую больницу в память державного основателя императора Петра Великого. Однако в тот юбилейный год забот, вызванных этой круглой датой, у города было хоть отбавляй. Поэтому архитектурный конкурс на проектирование больницы стартовал лишь весной 1906 года.

Ныне все корпуса больницы — объекты культурного наследия регионального значения./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
По существу, перед конкурсантами вставала проблема создания целостного архитектурного ансамбля, который — с учетом дальнейшей застройки — мог бы определить облик всего прилегающего района. Как отмечает искусствовед Екатерина Бусырева, в конкурсной практике Петербурга и Москвы начала XX века такая задача была поставлена впервые. Это обусловило интерес к конкурсу и его большое значение в архитектурной жизни столицы.
В соревновании участвовало 24 проекта, и места распределились следующим образом. Первая премия досталась троим соавторам — Льву Ильину, Александру Клейну и Александру Розенбергу. Вторую получил Александр фон Гоген, третью — одесский зодчий Адольф Минкус, четвертую — Александр Лишневский, а пятую разделили соавторы Алексей Бубырь и Николай Васильев.
Практически во всех премированных работах прослеживается сходный и единственно верный для отведенной территории принцип зонирования больничного городка: лечебные корпуса размещались в северной части, наиболее сухой и удобной, а в южной планировались жилые и хозяйственные постройки.
Как отмечалось в отзыве конкурсного жюри, напечатанном вместе с самими проектами в журнале «Зодчий», «архитектурная внешность зданий в данном конкурсе имеет второстепенное значение. Следует отметить стремление нескольких авторов, основанное на наименовании больницы, придать зданиям характер архитектуры эпохи Петра Великого». Именно такую стилистику выбрали Ильин, Клейн и Розенберг.
Очевидно, что это обстоятельство стало важной составляющей их победы в конкурсе. Неслучайно лишь их проект был опубликован полностью — и с планами, и с фасадами. К сожалению, фасадные решения остальных проектов опубликованы не были, а в отзывах жюри их оценки нет. Поэтому нынче остается лишь предполагать, какую стилистику предложили авторы той или иной конкурсной работы.

Создателям проекта, получившего первую премию, было доверено производство рабочих чертежей, а также строительство по ним больничного городка. При этом они имели возможность и право заимствовать любые задумки из других премированных проектов. Подобная практика была в ту пору в порядке вещей. Участники соревнования получили премии, их работы становились собственностью заказчика конкурса, который был вправе использовать содержавшиеся в награжденных проектах идеи для создания окончательного варианта.
Ильин, Клейн и Розенберг так и поступили, ориентируясь на конкурсную работу Лишневского, который предложил проект «с очень хорошо задуманным и разработанным генеральным планом». Он представлял собой не что иное, как вариацию знаменитого «трезубца». Эта планировочная идея, ставшая популярной в Европе еще в период Ренессанса, затем перекочевала в Петербург, реализовавшись в трех магистралях, отходящих от Адмиралтейства.
Строительство началось в 1907 году, хотя формально закладка больницы состоялась в мае 1910 года, в день рождения Петра I. В церемонии участвовали императрица Александра Федоровна и великие князья.
Обширную территорию городка застраивали долго, корпуса вводили в эксплуатацию поэтапно. Кстати, Лишневский, планировочная идея которого была положена в основу рабочего проекта, все же приложил руку к созданию этого лечебного комплекса. В 1916 году он был назначен строителем больницы Петра Великого и заканчивал некоторые ее корпуса. Полностью стройка завершилась лишь в 1920‑е годы.
Сейчас, когда находишься на территории этого больничного комплекса, возникает ощущение, что время остановилось. Уютные малоэтажные корпуса как бы разбросаны по участку. Высокие кровли, причудливо изогнутые аттики, тонкие лопатки от земли до карниза… На фоне охристых стен контрастно выделяются белоснежные лепные детали — как и было принято в архитектуре петровского времени.
Доктор искусствоведения Владимир Лисовский отмечает: «Фасады всех построек авторы проекта решили в деликатно прорисованных формах петровского барокко, ближайшим прототипом которых, по‑видимому, является здание Двенадцати коллегий». Примета из прошлого — и сохранившиеся чугунные люки с «петровским» вензелем.

Особенно выделяется во всем комплексе больничная церковь, освященная во имя святых апостолов Петра и Павла. Она воскрешает в памяти непритязательную, скромную и вместе с тем необычно изысканную архитектуру петровских времен. Легкое, воздушное здание увенчано пологим куполом с фонариком и шпилем. В равнинном пейзаже высотные доминанты в виде шпилей были весьма популярны с первых дней существования Петербурга.
В советское время, когда императоры были не в чести, больница получила имя Ильи Мечникова — известного русского биолога, лауреата Нобелевской премии. В 1930‑е годы на въездной площади ему был установлен памятник. Скульптура создана Львом Шервудом, архитектурную часть монумента взял на себя Лев Ильин — один из строителей больницы. Ученый как бы на миг оторвался от микроскопа и устремил вдаль взгляд, обдумывая очередное научное открытие…
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (7413) от 12.05.2023 под заголовком «Лазарет в петровском стиле».
Материалы рубрики
Колпино обновляется
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии