Лазарет в петровском стиле. История больничного комплекса на Пискаревском проспекте

В 1903 году, когда Петербург торжественно праздновал свой двухвековой юбилей, городская дума задумала построить на окраине столицы — на Пискаревке — большую больницу в память державного основателя императора Петра Великого. Однако в тот юбилейный год забот, вызванных этой круглой датой, у города было хоть отбавляй. Поэтому архитектурный конкурс на проектирование больницы стартовал лишь весной 1906 года.

Лазарет в петровском стиле. История больничного комплекса на Пискаревском проспекте | Ныне все корпуса больницы — объекты культурного наследия регионального значения./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Ныне все корпуса больницы — объекты культурного наследия регионального значения./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

По существу, перед конкурсантами вставала проблема создания целостного архитектурного ­ансамбля, который — с учетом дальнейшей застройки — мог бы определить облик всего прилегающего района. Как отмечает искусствовед Екатерина Бусырева, в конкурсной практике Петербурга и Москвы начала XX века такая задача была поставлена впервые. Это обусловило интерес к конкурсу и его большое значение в архитектурной жизни столицы.

В соревновании участвовало 24 проекта, и места распределились следующим образом. Первая премия досталась троим соавторам — Льву Ильину, Александру Клейну и Александру Розенбергу. Вторую получил Александр фон Гоген, третью — одесский зодчий Адольф Минкус, четвертую — Александр Лишневский, а пятую разделили соавторы Алексей Бубырь и Николай Васильев.

Практически во всех премированных работах прослеживается сходный и единственно верный для отведенной территории принцип зонирования больничного городка: лечебные корпуса размещались в северной части, наиболее сухой и удобной, а в южной планировались жилые и хозяйственные постройки.

Как отмечалось в отзыве конкурсного жюри, напечатанном вместе с самими проектами в журнале «Зодчий», «архитектурная внешность зданий в данном конкурсе имеет второстепенное значение. Следует отметить стремление нескольких авторов, основанное на наименовании больницы, придать зданиям характер архитектуры эпохи Петра Великого». Именно такую стилистику выбрали Ильин, Клейн и Розенберг.

Очевидно, что это обстоятельство стало важной составляющей их победы в конкурсе. Неслучайно лишь их проект был опубликован полностью — и с планами, и с фасадами. К сожалению, фасадные решения остальных проектов опуб­ликованы не были, а в отзывах жюри их оценки нет. Поэтому нынче остается лишь предполагать, какую стилистику предложили авторы той или иной конкурсной работы.

Прогулки2_С.jpg
Церковь Св. Петра и Павла связана с именем священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. Еще будучи епископом Гдовским, он освятил церемонию начала ее строительства. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Создателям проекта, получившего первую премию, было доверено производство рабочих чертежей, а также строительство по ним больничного городка. При этом они имели возможность и право заимствовать любые задумки из других премированных проектов. Подобная практика была в ту пору в порядке вещей. Участники соревнования получили премии, их работы становились собственностью заказчика конкурса, который был вправе использовать содержавшиеся в награжденных проектах идеи для создания окончательного варианта.

Ильин, Клейн и Розенберг так и поступили, ориентируясь на конкурсную работу Лишневского, который предложил проект «с очень хорошо задуманным и разработанным генеральным планом». Он представлял собой не что иное, как вариацию знаменитого «трезубца». Эта планировочная идея, ставшая популярной в Европе еще в период Ренессанса, затем перекочевала в Петербург, реализовавшись в трех магистралях, отходящих от Адмиралтейства.

Строительство началось в 1907 году, хотя формально заклад­ка больницы состоялась в мае 1910 года, в день рождения Пет­ра I. В церемонии участвовали императрица Александра Федоровна и великие князья.

Обширную территорию городка застраивали долго, корпуса вводили в эксплуатацию поэтапно. Кстати, Лишневский, планировочная идея которого была положена в основу рабочего проекта, все же приложил руку к созданию этого лечебного комплекса. В 1916 году он был назначен строителем больницы Петра Великого и заканчивал некоторые ее корпуса. Полностью стройка завершилась лишь в 1920‑е годы.

Сейчас, когда находишься на территории этого больничного комплекса, возникает ощущение, что время остановилось. Уютные малоэтажные корпуса как бы разбросаны по участку. Высокие кровли, причудливо изогнутые аттики, тонкие лопатки от земли до карниза… На фоне охристых стен контрастно выделяются белоснежные лепные детали — как и было принято в архитектуре петровского времени.

Доктор искусствоведения Владимир Лисовский отмечает: «Фасады всех построек авторы проекта решили в деликатно прорисованных формах петровского барокко, ближайшим прототипом которых, по‑видимому, является здание Двенадцати коллегий». Примета из прошлого — и сохранившиеся чугунные люки с «пет­ровским» вензелем.

Прогулки3_С.jpg
На территории больницы сохранилось много дореволюционных канализационных люков с монограммой Петра I — переплетением двух скрещенные между собой латинских букв P, означающих Petrus Primus. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Особенно выделяется во всем комплексе больничная церковь, освященная во имя святых апос­толов Петра и Павла. Она воскрешает в памяти непритязательную, скромную и вместе с тем необычно изысканную архитектуру петровских времен. Легкое, воздушное здание увенчано пологим куполом с фонариком и шпилем. В равнинном пейзаже высотные доминанты в виде шпилей были весьма популярны с первых дней существования Петербурга.

В советское время, когда императоры были не в чести, больница получила имя Ильи Мечникова — известного русского биолога, лауреата Нобелевской премии. В 1930‑е годы на въездной площади ему был установлен памятник. Скульптура создана Львом Шервудом, архитектурную часть монумента взял на себя Лев Ильин — один из строителей больницы. Ученый как бы на миг оторвался от микроскопа и устремил вдаль взгляд, обдумывая очередное научное открытие…

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#история #строительство #больница #архитекторы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (7413) от 12.05.2023 под заголовком «Лазарет в петровском стиле».


Комментарии