Лагерь на высотах
«Волховский фронт» – так называется международный военно-исторический полевой лагерь, начавший свою работу на Синявинских высотах. Он расположился на краю поля, у самой кромки леса, невдалеке от тех мест, где когда-то находилось село Синявино. Во время войны оно было стерто с лица земли. Сейчас здесь идиллический мирный пейзаж, и как будто бы ничего не напоминает о войне. А ведь когда-то поле, где находится лагерь, было ареной ожесточенных боев...
ФОТО АВТОРА
Недаром первые находки времен войны – ржавые саперные лопатки и солдатские каски – были сделаны уже тогда, когда разбивали лагерь. А в двух шагах от лагеря, на кромке леса, совершенно случайно поисковики наткнулись на останки бойца Красной армии, облаченного в железный панцирь – прообраз современного бронежилета... Такие «кирасы» носили в 1943-м воины-гвардейцы, сражавшиеся на Синявинских высотах. Стали обследовать пространство рядом – нашли останки еще трех человек. Все – «верховые», как их называют поисковики. То есть бойцы, оставшиеся лежать на поле боя. Теперь, по завершении полевого лагеря (а он продлится до 25 августа), останки будут захоронены с воинскими почестями.
Но это все-таки были первые, случайные находки. Есть три точки, определенные заранее, где участники лагеря работают целенаправленно: урочище Гайтолово, бывший Рабочий поселок # 7 и роща Круглая. Еще в октябре прошлого года представители Российского военно-исторического общества (РВИО) и Поискового движения России, которые являются организаторами нынешнего лагеря, сделали разведывательный выезд в эти места и наметили фронт будущих работ.
– Возле рощи Круглой по поручению администрации Кировского района мы обследуем санитарное захоронение воинов Красной армии. Бойцы лежат хаотично, вповалку, в касках, в боевом снаряжении. Увы, до нас кладбище уже было потревожено неизвестно кем, и наша задача – определить масштаб бедствия и понять, что можно сделать. Удалось установить, что во вскрытых могилах находятся солдаты 71-й стрелковой дивизии, а не 374-й, как считали некоторые исследователи-краеведы. Они опирались на неизвестные источники, которые теперь можно подвергнуть сомнению, – говорит руководитель департамента поисковой и реконструкторской работы РВИО Сергей Мачинский.
В районе урочища Гайтолово найдены обломки советского самолета. Согласно боевым донесениям, известно, что в 1943 году здесь взорвался в воздухе наш самолет и разлетелся на много обломков.
– У нас хватит сил и средств, чтобы собрать все, что осталось от боевой машины. Если найдем номерную деталь, то сможем сказать, что это точно остатки самолета, о котором известно по архивным документам, – говорит Мачинский.
...Всего в лагере «Волховский фронт» более 700 участников. Больше половины – опытные поисковики, причем не только из России, но и еще из восьми стран бывшего СССР. Их флаги, вознесенные на высокие флагштоки, развеваются над полевым лагерем: Россия, Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Литва, Латвия, Эстония...
– Такие разные страны, но поисковое движение вне политики, – говорит пресс-секретарь РВИО Анна Тотьмянина, – ведь победа, добытая в Великой Отечественной войне, – наша общая. Поэтому и поисковики разных стран вместе...
Более 250 участников лагеря – подростки из 45 регионов России. Некоторые уже принимали участие в Вахтах памяти, другие впервые в жизни соприкасаются с поисковой работой. Первую неделю юные участники учатся в специально устроенной для них школе поисковика. Лекции и практические занятия ведут люди опытные, которые занимаются эти делом по двадцать – тридцать лет, историки, антропологи. Ребят обучают технологии поиска, навыкам, работе с необходимой документацией.
А чтобы занятия наполнялись реальным содержанием, на территории лагеря устроили реконструкторскую площадку. Здесь образцы укреплений, военной техники, оружие. Экспонаты – из Музея битвы за Ленинград, расположенного во Всеволожске. Почти все они были найдены на местах сражения, восстановлены и поставлены на ход... Можно посидеть за рулем полуторки, забраться в танк, пострелять из винтовки или пулемета «Максим». Кстати, для погружения в атмосферу эпохи даже репродукторы, установленные в лагере, стилизованы под те, что были в военное время.
– Наш лагерь в первую очередь рассчитан на молодежь, – говорит Сергей Мачинский. – Конечно, нам важно обучить ребят поисковому делу, но все-таки главная цель гораздо шире – рассказать юным правду о войне, пробудить в них историческую гордость за нашу страну. И ребята откликаются: по глазам вижу – безразличных нет.
КСТАТИ
В то же время немало поисковиков, «старожилов» синявинских высот и болот, высказывают свою обеспокоенность деятельностью лагеря «Волховский фронт». Они считают, что задача поисковиков – найти и предать земле воинов, оставшихся лежать на поле боя непохороненными, но вовсе не вскрывать регулярные захоронения, хотя бы и санитарные, и переносить останки в другое место. В самом же лагере возражают: они не занимаются переносом могил, а только обследуют захоронение. Решение о переносе принимает местная администрация.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (5525) от 19.08.2015.
Комментарии