Квадрат на Козьем Болоте. О чем рассказывает картина Николая Обуха

На картине художника-любителя Николая Клементьевича Обуха, датированной концом XIX века, - Воскресенская площадь в Малой Коломне. Ныне - площадь Кулибина, называемая здешними жителями «Квадратом».

Квадрат на Козьем Болоте. О чем рассказывает картина Николая Обуха | Краевед Наталья Цендровская отмечает, что картина Николая Обуха отличается документальной точностью. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Краевед Наталья Цендровская отмечает, что картина Николая Обуха отличается документальной точностью. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

С конца XVIII века это место именовали Козьим Болотом: здесь в те давние времена была топь, где весной и летом пасли коз, а по осени стреляли уток. Со временем улицы приняли более благопристойный вид, а в середине XIX века по проекту архитектора Николая Ефимова здесь была возведена пятиглавая каменная церковь во имя Воскресения Христова. Вскоре площадь стали именовать Воскресенской. Храм, снесенный в 1932 году, изображен в левой части картины.

По центру на дальнем плане - четырехэтажный угловой дом под высокой крышей (Витебская ул., 2), принадлежавший причту этой церкви. Здание и сейчас выглядит точно так же, как на картине, даже цвет стен остался прежним, желтым.

В правой части полотна уходит вдаль Витебская улица, на картине начинающаяся с пятиэтажного дома с балконами на массивных кронштейнах. Получивший свой нынешний облик в середине 1880-х годов, он также остался неизменным - и цвет стен красный, и декор в охристых тонах.

Справа, чуть поодаль, привлекает внимание двухэтажный домишко с треугольными фронтонами - вот он не дожил до наших дней. На его месте в середине 1930-х годов возвели существующую ныне школу. Вдали мощным силуэтом рисуется судостроительный эллинг Нового Адмиралтейства: Витебская улица точно выводит на эту верфь.

Читайте также о том, что открылась выставка Татьяны Глебовой ко Дню Победы.

#картина #Коломна #живопись #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 087 (6440) от 17.05.2019.


Комментарии