«Кукушкой» в Мартышкино. Как появился необычный поезд в конце XIX века

Кто‑то, наверное, скажет: мол, запоздала эта публикация, дачный сезон‑то уже закончился! И будет прав, но лишь отчасти, поскольку в конце XIX — начале ХХ века петербургские пригороды были обитаемы практически круглогодично. В них переселялись горожане, которым было гораздо выгоднее приобрести там участок с домом, нежели из года в год платить за съемную квартиру в столице. Называли таких людей «зимогорами»…

«Кукушкой» в Мартышкино. Как появился необычный поезд в конце XIX века | Двухэтажный вагон был выше обычных вагонов того времени, поэтому при строительстве в Мартышкине моста над путями это обстоятельство пришлось учесть. Мост, разумеется, называли «горбатым»./Репродукция. ФОТО автора

Двухэтажный вагон был выше обычных вагонов того времени, поэтому при строительстве в Мартышкине моста над путями это обстоятельство пришлось учесть. Мост, разумеется, называли «горбатым»./Репродукция. ФОТО автора

Мартышкино тоже относилось к тем предместьям, где горожане оставались зимовать. А изображенный на снимке паровоз с двухэтажным вагоном был едва ли не главной фишкой этой дачной местности, а также еще трех расположенных рядом поселков, через которые тоже проходила Балтийская железная дорога. Назывались они Лейхтенбергский, Мордвиново и Олино.

Специальный поезд «на подхвате» появился здесь не случайно: эти станции были расположены настолько близко друг к другу, что большому паровозу, едва разогнавшись, приходилось бы почти сразу тормозить. Это было не очень удобно. Поэтому пассажиры, которым требовалось попасть в Мартышкино, высаживались в Старом Петергофе, куда подавали подкидыш с двухэтажным вагоном, и этот поезд развозил дачников по станциям.

Пассажиры называли его «кукушкой»: его гудок походил на кукование этой птицы. Кроме «кукушки» на линии использовались также паровозо-вагоны. В каждом из них в одной части помещались небольшой котел и паровая машина, приводящая в движение колесные пары, а другая была предназначена для пассажиров и груза. Впервые паровозо-вагоны появились в Англии, в 1873 году английский завод «Китсон» изготовил два экземпляра для Николаевской железной дороги.

В 1882 году Коломенский машиностроительный завод купил привилегию (так тогда называли патенты) на паровозо-вагон у английского изобретателя Томаса. И в 1882 – 1884 годах изготовил шесть таких паровозо-вагонов, которые отличались от первого тем, что состояли из небольшого паровоза и двухэтажного вагона. На первом этаже находились 32 места второго класса, на втором — 48 третьего класса. Два первых отечественных паровозо-вагона как раз и были направлены на участок Петербург — Ораниенбаум.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».


#история #поезд #паровоз

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (7306) от 25.11.2022 под заголовком ««Кукушкой» в Мартышкино».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».