«Кукушкой» в Мартышкино. Как появился необычный поезд в конце XIX века
Кто‑то, наверное, скажет: мол, запоздала эта публикация, дачный сезон‑то уже закончился! И будет прав, но лишь отчасти, поскольку в конце XIX — начале ХХ века петербургские пригороды были обитаемы практически круглогодично. В них переселялись горожане, которым было гораздо выгоднее приобрести там участок с домом, нежели из года в год платить за съемную квартиру в столице. Называли таких людей «зимогорами»…

Двухэтажный вагон был выше обычных вагонов того времени, поэтому при строительстве в Мартышкине моста над путями это обстоятельство пришлось учесть. Мост, разумеется, называли «горбатым»./Репродукция. ФОТО автора
Мартышкино тоже относилось к тем предместьям, где горожане оставались зимовать. А изображенный на снимке паровоз с двухэтажным вагоном был едва ли не главной фишкой этой дачной местности, а также еще трех расположенных рядом поселков, через которые тоже проходила Балтийская железная дорога. Назывались они Лейхтенбергский, Мордвиново и Олино.
Специальный поезд «на подхвате» появился здесь не случайно: эти станции были расположены настолько близко друг к другу, что большому паровозу, едва разогнавшись, приходилось бы почти сразу тормозить. Это было не очень удобно. Поэтому пассажиры, которым требовалось попасть в Мартышкино, высаживались в Старом Петергофе, куда подавали подкидыш с двухэтажным вагоном, и этот поезд развозил дачников по станциям.
Пассажиры называли его «кукушкой»: его гудок походил на кукование этой птицы. Кроме «кукушки» на линии использовались также паровозо-вагоны. В каждом из них в одной части помещались небольшой котел и паровая машина, приводящая в движение колесные пары, а другая была предназначена для пассажиров и груза. Впервые паровозо-вагоны появились в Англии, в 1873 году английский завод «Китсон» изготовил два экземпляра для Николаевской железной дороги.
В 1882 году Коломенский машиностроительный завод купил привилегию (так тогда называли патенты) на паровозо-вагон у английского изобретателя Томаса. И в 1882 – 1884 годах изготовил шесть таких паровозо-вагонов, которые отличались от первого тем, что состояли из небольшого паровоза и двухэтажного вагона. На первом этаже находились 32 места второго класса, на втором — 48 третьего класса. Два первых отечественных паровозо-вагона как раз и были направлены на участок Петербург — Ораниенбаум.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (7306) от 25.11.2022 под заголовком ««Кукушкой» в Мартышкино».
Материалы рубрики
Дело о фальшивом маргарине. Размах его производства в XIX веке требовал принятия специального закона
Кому сказать спасибо? История из жизни в блокадном Ленинграде
Ярмарка невест. Так называли каток на Итальянском пруду в Кронштадте
Штангисты-тезки. Как тяжелоатлеты Анатолий Жгун и Анатолий Гаврилов стали рекордсменами
Зимняя птица. Как пара клестов вила гнездо
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии