«Кукушкой» в Мартышкино. Как появился необычный поезд в конце XIX века

Кто‑то, наверное, скажет: мол, запоздала эта публикация, дачный сезон‑то уже закончился! И будет прав, но лишь отчасти, поскольку в конце XIX — начале ХХ века петербургские пригороды были обитаемы практически круглогодично. В них переселялись горожане, которым было гораздо выгоднее приобрести там участок с домом, нежели из года в год платить за съемную квартиру в столице. Называли таких людей «зимогорами»…

«Кукушкой» в Мартышкино. Как появился необычный поезд в конце XIX века | Двухэтажный вагон был выше обычных вагонов того времени, поэтому при строительстве в Мартышкине моста над путями это обстоятельство пришлось учесть. Мост, разумеется, называли «горбатым»./Репродукция. ФОТО автора

Двухэтажный вагон был выше обычных вагонов того времени, поэтому при строительстве в Мартышкине моста над путями это обстоятельство пришлось учесть. Мост, разумеется, называли «горбатым»./Репродукция. ФОТО автора

Мартышкино тоже относилось к тем предместьям, где горожане оставались зимовать. А изображенный на снимке паровоз с двухэтажным вагоном был едва ли не главной фишкой этой дачной местности, а также еще трех расположенных рядом поселков, через которые тоже проходила Балтийская железная дорога. Назывались они Лейхтенбергский, Мордвиново и Олино.

Специальный поезд «на подхвате» появился здесь не случайно: эти станции были расположены настолько близко друг к другу, что большому паровозу, едва разогнавшись, приходилось бы почти сразу тормозить. Это было не очень удобно. Поэтому пассажиры, которым требовалось попасть в Мартышкино, высаживались в Старом Петергофе, куда подавали подкидыш с двухэтажным вагоном, и этот поезд развозил дачников по станциям.

Пассажиры называли его «кукушкой»: его гудок походил на кукование этой птицы. Кроме «кукушки» на линии использовались также паровозо-вагоны. В каждом из них в одной части помещались небольшой котел и паровая машина, приводящая в движение колесные пары, а другая была предназначена для пассажиров и груза. Впервые паровозо-вагоны появились в Англии, в 1873 году английский завод «Китсон» изготовил два экземпляра для Николаевской железной дороги.

В 1882 году Коломенский машиностроительный завод купил привилегию (так тогда называли патенты) на паровозо-вагон у английского изобретателя Томаса. И в 1882 – 1884 годах изготовил шесть таких паровозо-вагонов, которые отличались от первого тем, что состояли из небольшого паровоза и двухэтажного вагона. На первом этаже находились 32 места второго класса, на втором — 48 третьего класса. Два первых отечественных паровозо-вагона как раз и были направлены на участок Петербург — Ораниенбаум.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».


#история #поезд #паровоз

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (7306) от 25.11.2022 под заголовком ««Кукушкой» в Мартышкино».


Комментарии