2Vtzqv4Hz9U

Крутые Ручьи: колония прокаженных в Петербургской губернии

На фотографии, опубликованной в одном из номеров журнала «Нива» в конце XIX века, изображено не самое радостное место Петербургской губернии. Речь про Крутые Ручьи в Ямбургском уезде (ныне Кингисеппский район), где находилась колония прокаженных.

Крутые Ручьи: колония прокаженных в Петербургской губернии | Сегодня на этом месте лес с каменными фундаментами бывших построек, которые привлекают внимание «черных копателей»./Репродукция. ФОТО автора

Сегодня на этом месте лес с каменными фундаментами бывших построек, которые привлекают внимание «черных копателей»./Репродукция. ФОТО автора

Проказа (лепра) — одно из древнейших заболеваний человечества. В конце XIX века, когда были открыты бактерии — возбудители проказы, на земном шаре этим недугом страдали до пятнадцати миллионов человек.

В России в конце XIX века проказу зарегистрировали в 59 губерниях. В 1893 году в столице по инициативе врача-венеролога профессора Оскара фон Петерсена было учреждено Общество борьбы с проказой в Санкт-Петербургской губернии. Его задачей была организация «колонии для прокаженных, в которой больные могли бы найти убежище и надлежащий уход, занимаясь притом земледелием и скотоводством».

Участок выбрали в самой глуши — в так называемой лесной даче «Плешский обрез». Поскольку это место принадлежало царской фамилии, за разрешением пришлось обратиться к Александру III.

Активное участие в создании колонии принимал доктор Петр Прохоров, имя которого сейчас носит кингисеппская центральная районная больница. Его стараниями в Ямбургском уезде кроме лепрозория было устроено пять земских больниц и семь фельдшерских пунктов.

В Крутых Ручьях построили отдельные дома с комнатами для семейных, бараки для холостых, помещения для врачей и обслуживающего персонала. В 1899 – 1900 годах по проекту архитектора Петра Трифанова в колонии возвели церковь во имя святого великомученика Пантелеймона, покровителя и врачевателя больных.

Колония жила натуральным хозяйством: свое молоко, овощи с огорода. Также на ее территории работали швеи, сапожники, столяры, плотники. Все контакты между колонией и остальным миром были сведены к минимуму. Тем не менее, как отмечают краеведы, местный священник, страдавший проказой, ходил совершать требы по окрестным хуторам и деревням. Более того, к нему на службу в Крутые Ручьи приходили здоровые крестьяне, привозившие в лепрозорий свежие продукты на продажу. А сами прокаженные нередко появлялись в деревнях. Земские деятели жаловались вышестоящим властям, что подобные вольности несут опасность для местных жителей.

Пребывание в лепрозории было делом добровольным. По данным краеведов, в 1912 году в колонию поступили 26 новых больных, 8 пациентов умерли от осложнений, 20 прокаженных покинули колонию по своей воле, а из 29 нововыявленных по Ямбургскому уезду больных отправиться в колонию никто не пожелал.

Чтобы изучить быт обитателей и врачей лепрозория для публикации в газете «Биржевые ведомости» в колонию приезжал писатель Александр Грин. Он поселился там по фальшивому удостоверению под видом больного проказой служащего. Писатель прожил в Крутых Ручьях около месяца, однако статья о медиках из‑под его пера так и не вышла. По его словам, кое‑­что он сумел заметить, но это было «так незначительно, что на нем не построишь даже крошечной новеллы в пятнадцать строк».

Позднее, делясь впечатлениями от увиденного в колонии, Грин рассказывал: «Признаюсь откровенно, что меня продирал мороз по коже, когда я слышал непринужденный хохот этих людей, готовых смеяться по самому незначительному поводу».

Колония действовала до 1930‑х годов. Сюда нередко приезжал представитель известной медицинской династии, работавший над докторской диссертацией «К вопросу о патогенезе и терапии проказы» Александр Вишневский. Он собирал научный материал, пытаясь применить к больным некоторые исследования своего отца, изобретателя знаменитой заживляющей мази.


#Крутые Ручьи #заболевание #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 48 (7624) от 18.03.2024 под заголовком «Будни лепрозория».


Комментарии