Крупнейшее «трамвайное» ДТП

«Вчера в 7 часов 58 минут утра на Международном проспекте, на переезде Октябрьской железной дороги у Бычьего поста, произошла трамвайная катастрофа. Маневровый железнодорожный поезд врезался в моторный вагон трамвая № 8, опрокинул и подмял его под себя. Катастрофа повлекла за собой гибель 28 человек, находившихся в трамвае, тяжелое ранение 8 человек и легкое ранение 11, преимущественно рабочих», - оперативно сообщала о произошедшей 1 декабря 1930 года трагедии «Ленинградская правда».

Крупнейшее «трамвайное» ДТП | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Железнодорожная ветка пересекала проходившие по Международному (ныне Московскому) проспекту трамвайные пути между Московскими воротами и Новодевичьим монастырем. В народе это место, неподалеку от больницы имени Коняшина, называлось «пересечкой», и она уже давно была очагом беспокойства.

Проходящие поезда постоянно задерживали трамвайное движение, рабочие опаздывали на службу. При перевыборах Ленсовета было даже несколько наказов трудящихся, связанных с ситуацией на «пересечке». В итоге в движении железнодорожных поездов сделали перерыв с семи до восьми утра, чтобы рабочие беспрепятственно и своевременно могли добраться на заводы. Фактически же это решение не исполнялось, и вся надежда была на дежуривших у «пересечки» сторожих.

Железнодорожная дирекция разработала радикальный проект, предусматривавший отвод путей от опасного участка. Он поступил на согласование в Отдел коммунального хозяйства (Откомхоз) Ленинграда 29 августа 1930 года. Архитекторы отдела должны были дать заключение через две недели, но до конца ноября проект пролежал без всякого движения. А 1 декабря случилась катастрофа...

По горячим следам следственная комиссия установила, что двухвагонный трамвай двигался в сторону Московских ворот, к заводу «Электросила». Когда он был уже в трех метрах от «пересечки», вагоновожатый увидел, что сторожихи махали ему красными фонарями, предупреждая о закрытом переезде. Но он все-таки решил проскочить на полном ходу.

«Уже на расстоянии примерно лишь одного шага от пересечки вожатый заметил железнодорожный состав и круто затормозил электрическим тормозом, не приводя в движение ручной. Но, несмотря на торможение, вагон по инерции пошел вперед, и произошло столкновение с поездом», - отмечалось в газете.

Кто виноват? Подобное лихачество при переезде железнодорожных путей (а это было не единственное место в городе, где трамвай пересекался с поездом) было обычным делом у вагоновожатых. Не случайно как раз в день катастрофы в городе должна была начаться «декада безопасности и укрепления трудовой дисциплины на трамвае». В то же время следствие усмотрело и вину сторожих, которые бросились закрывать шлагбаум в последний момент. Те в свою очередь оправдывались, что обычно закрывают шлагбаум только тогда, когда поезд уже находится в поле зрения.

Вина лежала и на сопровождавшем железнодорожный состав сцепщике, отвечавшем за безопасный проход через «пересечку». Состав двигался задним ходом. Сцепщик увидел, что поезду дорога пока закрыта, но рассчитывал, что сторожихи, как обычно, дадут зеленый свет в последний момент.

Что же в итоге? Перед судом предстали 16 человек, в том числе главный архитектор планировочного управления Откомхоза Лев Ильин. Его обвиняли в том, что он не ускорил прохождение проекта через подотчетное ему подразделение.

Зал был переполнен. Среди публики были немало очевидцев трагического случая, в том числе и тех, кто получил тогда легкие травмы. Большинство обвиняемых своей вины не признали. Лев Ильин оправдывался тем, что проект не был срочным. Выступили и свидетели катастрофы. Одна из них рассказала, что пассажиры сразу заметили подходящий состав, были слышны возгласы в адрес вожатого: «Куда он едет, сумасшедший?». Но было уже поздно.

Суд приговорил обвиняемых к различным срокам заключения, но всех - «без поражения в правах». Что же касается жертв катастрофы, то они были погребены на коммунистической площадке Новодевичьего кладбища.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (5843) от 02.12.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.

Февральская революция. Точка невозврата
01 Марта 2017

Февральская революция. Точка невозврата

Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская револ...