Крупнейшее «трамвайное» ДТП

«Вчера в 7 часов 58 минут утра на Международном проспекте, на переезде Октябрьской железной дороги у Бычьего поста, произошла трамвайная катастрофа. Маневровый железнодорожный поезд врезался в моторный вагон трамвая № 8, опрокинул и подмял его под себя. Катастрофа повлекла за собой гибель 28 человек, находившихся в трамвае, тяжелое ранение 8 человек и легкое ранение 11, преимущественно рабочих», - оперативно сообщала о произошедшей 1 декабря 1930 года трагедии «Ленинградская правда».

Крупнейшее «трамвайное» ДТП | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Железнодорожная ветка пересекала проходившие по Международному (ныне Московскому) проспекту трамвайные пути между Московскими воротами и Новодевичьим монастырем. В народе это место, неподалеку от больницы имени Коняшина, называлось «пересечкой», и она уже давно была очагом беспокойства.

Проходящие поезда постоянно задерживали трамвайное движение, рабочие опаздывали на службу. При перевыборах Ленсовета было даже несколько наказов трудящихся, связанных с ситуацией на «пересечке». В итоге в движении железнодорожных поездов сделали перерыв с семи до восьми утра, чтобы рабочие беспрепятственно и своевременно могли добраться на заводы. Фактически же это решение не исполнялось, и вся надежда была на дежуривших у «пересечки» сторожих.

Железнодорожная дирекция разработала радикальный проект, предусматривавший отвод путей от опасного участка. Он поступил на согласование в Отдел коммунального хозяйства (Откомхоз) Ленинграда 29 августа 1930 года. Архитекторы отдела должны были дать заключение через две недели, но до конца ноября проект пролежал без всякого движения. А 1 декабря случилась катастрофа...

По горячим следам следственная комиссия установила, что двухвагонный трамвай двигался в сторону Московских ворот, к заводу «Электросила». Когда он был уже в трех метрах от «пересечки», вагоновожатый увидел, что сторожихи махали ему красными фонарями, предупреждая о закрытом переезде. Но он все-таки решил проскочить на полном ходу.

«Уже на расстоянии примерно лишь одного шага от пересечки вожатый заметил железнодорожный состав и круто затормозил электрическим тормозом, не приводя в движение ручной. Но, несмотря на торможение, вагон по инерции пошел вперед, и произошло столкновение с поездом», - отмечалось в газете.

Кто виноват? Подобное лихачество при переезде железнодорожных путей (а это было не единственное место в городе, где трамвай пересекался с поездом) было обычным делом у вагоновожатых. Не случайно как раз в день катастрофы в городе должна была начаться «декада безопасности и укрепления трудовой дисциплины на трамвае». В то же время следствие усмотрело и вину сторожих, которые бросились закрывать шлагбаум в последний момент. Те в свою очередь оправдывались, что обычно закрывают шлагбаум только тогда, когда поезд уже находится в поле зрения.

Вина лежала и на сопровождавшем железнодорожный состав сцепщике, отвечавшем за безопасный проход через «пересечку». Состав двигался задним ходом. Сцепщик увидел, что поезду дорога пока закрыта, но рассчитывал, что сторожихи, как обычно, дадут зеленый свет в последний момент.

Что же в итоге? Перед судом предстали 16 человек, в том числе главный архитектор планировочного управления Откомхоза Лев Ильин. Его обвиняли в том, что он не ускорил прохождение проекта через подотчетное ему подразделение.

Зал был переполнен. Среди публики были немало очевидцев трагического случая, в том числе и тех, кто получил тогда легкие травмы. Большинство обвиняемых своей вины не признали. Лев Ильин оправдывался тем, что проект не был срочным. Выступили и свидетели катастрофы. Одна из них рассказала, что пассажиры сразу заметили подходящий состав, были слышны возгласы в адрес вожатого: «Куда он едет, сумасшедший?». Но было уже поздно.

Суд приговорил обвиняемых к различным срокам заключения, но всех - «без поражения в правах». Что же касается жертв катастрофы, то они были погребены на коммунистической площадке Новодевичьего кладбища.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (5843) от 02.12.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...