Главная городская газета

Крупнейшее «трамвайное» ДТП

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Образцовые дома» града Петрова

Со времен Петра I в Северной столице сохранилось не мало домов, возведенных для «именитых», «зажиточных» и «подлых» горожан. В статусах «образцовых» строений разбирались «СПб ведомости». Читать полностью

Харьковское товарищество барона Бергенгейма

Историческое клеймо качества «ХТБЭБ» довольно часто можно встретить на петербургской плитке. Кому принадлежит этот символ и что он означает? Мы изучили знак и раскрыли его тайну. Читать полностью

Последние поэты: 100 лет назад был закрыт Императорский лицей

Ни одно учебное заведение царской России, закрытое после революции, в наши дни не вспоминают столь часто, как бывший Царскосельский лицей. Мы разобрались, что случилось с Императорским лицеем после его закрытия. Читать полностью

Зубы дракона на Мокрушах

«СПб ведомости» обнаружили в исторической хронике необычный случай появления «зубов» на Петроградской стороне. Разберемся в ситуации и рассмотрим, причем здесь «Никола-Мокрый». Читать полностью

Истории: как камердинер Пушкина воспитывал и шутливые стихи Суворова

Из рубрики «Просто анекдот» наши читатели узнают, как дядька-камердинер Никиты Всеволожского заставлял Пушкина писать стихи. А также прочтут нетленные короткие стихи Суворова, написанные после победы в Туртукае. Читать полностью

Первопоходники. За что боролась Добровольческая армия

Сто лет назад в России разгоралось пламя Гражданской войны. Об этапах становления Красной армии мы уже писали. А за что воевали белые? За «веру, царя и Отечество»? Или за помещиков и капиталистов? Читать полностью
Крупнейшее «трамвайное» ДТП | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

«Вчера в 7 часов 58 минут утра на Международном проспекте, на переезде Октябрьской железной дороги у Бычьего поста, произошла трамвайная катастрофа. Маневровый железнодорожный поезд врезался в моторный вагон трамвая № 8, опрокинул и подмял его под себя. Катастрофа повлекла за собой гибель 28 человек, находившихся в трамвае, тяжелое ранение 8 человек и легкое ранение 11, преимущественно рабочих», - оперативно сообщала о произошедшей 1 декабря 1930 года трагедии «Ленинградская правда».

Железнодорожная ветка пересекала проходившие по Международному (ныне Московскому) проспекту трамвайные пути между Московскими воротами и Новодевичьим монастырем. В народе это место, неподалеку от больницы имени Коняшина, называлось «пересечкой», и она уже давно была очагом беспокойства.

Проходящие поезда постоянно задерживали трамвайное движение, рабочие опаздывали на службу. При перевыборах Ленсовета было даже несколько наказов трудящихся, связанных с ситуацией на «пересечке». В итоге в движении железнодорожных поездов сделали перерыв с семи до восьми утра, чтобы рабочие беспрепятственно и своевременно могли добраться на заводы. Фактически же это решение не исполнялось, и вся надежда была на дежуривших у «пересечки» сторожих.

Железнодорожная дирекция разработала радикальный проект, предусматривавший отвод путей от опасного участка. Он поступил на согласование в Отдел коммунального хозяйства (Откомхоз) Ленинграда 29 августа 1930 года. Архитекторы отдела должны были дать заключение через две недели, но до конца ноября проект пролежал без всякого движения. А 1 декабря случилась катастрофа...

По горячим следам следственная комиссия установила, что двухвагонный трамвай двигался в сторону Московских ворот, к заводу «Электросила». Когда он был уже в трех метрах от «пересечки», вагоновожатый увидел, что сторожихи махали ему красными фонарями, предупреждая о закрытом переезде. Но он все-таки решил проскочить на полном ходу.

«Уже на расстоянии примерно лишь одного шага от пересечки вожатый заметил железнодорожный состав и круто затормозил электрическим тормозом, не приводя в движение ручной. Но, несмотря на торможение, вагон по инерции пошел вперед, и произошло столкновение с поездом», - отмечалось в газете.

Кто виноват? Подобное лихачество при переезде железнодорожных путей (а это было не единственное место в городе, где трамвай пересекался с поездом) было обычным делом у вагоновожатых. Не случайно как раз в день катастрофы в городе должна была начаться «декада безопасности и укрепления трудовой дисциплины на трамвае». В то же время следствие усмотрело и вину сторожих, которые бросились закрывать шлагбаум в последний момент. Те в свою очередь оправдывались, что обычно закрывают шлагбаум только тогда, когда поезд уже находится в поле зрения.

Вина лежала и на сопровождавшем железнодорожный состав сцепщике, отвечавшем за безопасный проход через «пересечку». Состав двигался задним ходом. Сцепщик увидел, что поезду дорога пока закрыта, но рассчитывал, что сторожихи, как обычно, дадут зеленый свет в последний момент.

Что же в итоге? Перед судом предстали 16 человек, в том числе главный архитектор планировочного управления Откомхоза Лев Ильин. Его обвиняли в том, что он не ускорил прохождение проекта через подотчетное ему подразделение.

Зал был переполнен. Среди публики были немало очевидцев трагического случая, в том числе и тех, кто получил тогда легкие травмы. Большинство обвиняемых своей вины не признали. Лев Ильин оправдывался тем, что проект не был срочным. Выступили и свидетели катастрофы. Одна из них рассказала, что пассажиры сразу заметили подходящий состав, были слышны возгласы в адрес вожатого: «Куда он едет, сумасшедший?». Но было уже поздно.

Суд приговорил обвиняемых к различным срокам заключения, но всех - «без поражения в правах». Что же касается жертв катастрофы, то они были погребены на коммунистической площадке Новодевичьего кладбища.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook