Кража наудачу. Путь воровке открыла незапертая дверь
Дерзкое ограбление было совершено в феврале 1904 года в доме премьер-министра Сергея Юльевича Витте на Каменноостровском проспекте, 5. Из спальни его дочери Веры были похищены драгоценные украшения на сумму 12 тысяч рублей. Список украденного был внушительным: броши, кольца, браслеты с бирюзой, изумрудами, сапфирами и бриллиантами, золотые цепочки и подвески из рубинов. Подробности — в материалах Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга.
ФОТО Kelly Sikkema on Unsplash
Пропажа была обнаружена не сразу: только спустя несколько дней семейство Витте обратилось в сыскную полицию. Ее сотрудники сразу же выяснили, что в тот день, когда исчезли драгоценности, квартиру Витте посетила неизвестная молодая девушка. Ее приметы и характерный почерк преступления соответствовали уже известной полицейским волоколамской мещанке Марии Петровне Глухаревой, специализировавшейся исключительно на кражах из квартир высокопоставленных лиц.
Выяснив, где проживает подозреваемая, полицейские отправились туда. Глухареву застали в компании лужского мещанина Гавриила Александровича Калягина. Поначалу она отказывалась признавать себя виновной и все отрицала. Однако во время обыска удалось найти часть похищенных украшений, а под шкафом полицейские обнаружили бумажник, в котором лежали квитанции из нескольких ломбардов на имя Калягина с описанием заложенных драгоценностей. Отпираться дальше было бесполезно, и Глухарева во всем созналась.
Как же ей удалось совершить кражу из дома одного из самых высокопоставленных российских сановников?
Дело было так. Около двух часов дня Глухарева, проезжая по Каменноостровскому проспекту вместе со своим «бойфрендом» Калягиным, обратила внимание на особняк, где проживал премьер-министр. Поделившись с ухажером своим замыслом проникнуть в дом, она решила, не теряя времени, осуществить задуманное.
По большому счету ей просто крупно повезло. Незаметно попав во двор, Мария обошла его кругом и увидела незапертую дверь. Поднявшись по черной лестнице на третий этаж, она наугад открыла первую попавшуюся дверь и оказалась, как выяснилось, прямо в спальне Веры Витте. Там она обнаружила открытый шкаф, в котором лежала шкатулка, а в ней — драгоценности. Зачерпнув, не глядя, горсть украшений, Глухарева положила их в карман платья и выскочила из комнаты.
В коридоре она столкнулась со служанкой, которая поинтересовалась, что незнакомка делает в доме. Мария, не моргнув глазом, ответила, что разыскивает портниху Марию Николаевну. Получив ответ, что здесь таких нет, Глухарева извинилась и спокойно покинула дом, не вызвав никаких подозрений. После чего отправилась в ломбард на Владимирскую улицу.
Разглядывая по дороге свою добычу, она нечаянно обронила в снег брошь в виде ящерицы, однако эта потеря ее ничуть не расстроила, и брошь искать она не стала. Когда потом полиция допрашивала Глухареву, она упомянула об этом эпизоде как бы между прочим, что говорит о том, что она даже не подозревала об истинной стоимости похищенных ею вещей. Брошь, конечно же, так и не нашли…
Заложив часть драгоценностей, она вернулась на квартиру к Калягину и даже вручила ему часть вырученных денег. Через день они уже вместе поехали в столичный ломбард, где заложили еще часть похищенного. Все полученные деньги Калягин забрал себе.
Позднее на допросе он утверждал, что был в курсе криминальных наклонностей своей возлюбленной, но якобы никогда не пользовался деньгами, добытыми от продажи краденого. Также он заявил, что, конечно, интересовался, откуда у нее регулярно появляются драгоценности и деньги, но та отвечала, что у нее есть «старик содержатель», и это его вполне устраивало.
Если бы не оперативная работа опытных служащих столичной сыскной полиции, то Мария, окрыленная успехом, продолжила бы и дальше «бомбить» квартиры высокопоставленных «фраеров». Работа сыщиков, задержавших воровку всего через сутки после подачи заявления, была по заслугам оценена столичным градоначальником Фуллоном, который объявил им особую благодарность за отличное исполнение своих служебных обязанностей и назначил награду по десять рублей каждому.
Среди документов дела о краже бриллиантов у Веры Витте сохранились не только официальные рапорты и протоколы допросов, но и наброски и заметки руководителя разыскной группы Николая Алексеева. Глядя на эти бумаги, можно представить себе, как опытный сыщик в своем кабинете напряженно думал, анализировал, сопоставлял факты и строил догадки, что в конечном итоге позволило ему раскрыть преступление.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 247 (7576) от 29.12.2023 под заголовком «Кража наудачу».
Комментарии