Краеведение меняет акценты

В выпуске «Наследия» от 19 февраля мы рассказывали о том, как сто лет назад появился Кружок изучения Лесного. Не самая значительная, казалось бы, историческая дата, стала тем не менее поводом для целого городского фестиваля, посвященного современному состоянию краеведческого образования. Сегодня оно на распутье – в этой мысли были едины педагоги школ, дворцов творчества юных, музеев. Организаторами форума, проходившего на 22 площадках, стала Академия постдипломного педагогического образования и дом детского творчества «Союз» Выборгского района. О каких именно проблемах шла речь на фестивале, рассказали его организаторы доценты академии, кандидаты педагогических наук, Наталия ШЕЙКО и Елена КОРОБКОВА.

Краеведение меняет акценты | ФОТО xtock/shutterstock.com

ФОТО xtock/shutterstock.com

– Для чего вообще нужно краеведческое образование?

Н. Ш.: – Хороший ответ на этот вопрос дают результаты социологического исследования, которое мы недавно проводили. Детям предлагалось идентифицировать себя, закончив фразу: «Я – это...». Можно было дать несколько вариантов ответа. Самое удивительное, что фразу «Я – петербуржец» не написал практически ни один из опрошенных. Было все, что угодно: «ученик», «школьник», «мальчик», «геймер» и так далее...

Беда в том, что большинство детей, да и взрослых тоже, не чувствуют себя сегодня петербуржцами. На мой взгляд, главное, что может дать краеведческое образование, это чувство привязки к месту своего проживания. Краеведение в педагогике никогда не было самоцелью, оно всегда выступало средством, инструментом, чтобы дети почувствовали свою связь не только с территорией, но и с социумом. Ведь очень важно, чтобы ребенок понял: Петербург – это не только Зимний дворец и Дворцовая площадь, но еще и люди, которые живут вокруг, и тот социокультурный код, который делает их причастными к этому городу.

По моему мнению, в краеведении вообще следует переносить акцент с архитектуры на социум. Говорить о том, как он образовался, развивался, менялся, какие идеи порождал. Как люди разных эпох относились в нашем городе к тому, что их окружает.


– С какого возраста можно знакомить детей с историей родного города?

Н. Ш.: – Со старшей подготовительной группы детского сада, с пяти-шести лет. Сегодня существует много программ, одну из них, «Город на ладошке», разработали сотрудники академии. Она уже лет семь используется в базовых детских садах Выборгского района.

Е. К.: – Это был чистой воды эксперимент. Мы попытались создать программу для дошкольников, в которой дети почти год наблюдают городскую среду вокруг себя, в своем микрорайоне. И, как оказалось, это работает! Только на второй год мы рекомендуем выезжать с родителями смотреть памятники исторического центра... К сожалению, такое «новое краеведение» приживается трудно, так как требует иного взгляда на город.


– Что вы вкладываете в это понятие?

Е. К.: – Мы «застряли» в историческом краеведении. Когда в конце XIX – начале ХХ века краеведческое образование начиналось, оно имело несколько другие задачи, нежели сегодня. Тогда педагоги хотели вывести детей за пределы школьного кабинета и показать им воочию их родину. В первую очередь путем образовательных путешествий и экскурсий. Так возникла «школа экскурсионизма», которую создали учителя биологии, географии, физики, истории.

Но затем произошел крен именно в историческое краеведение, которое изучает события, биографии известных горожан, историю знаменитых памятников. Сегодня, на мой взгляд, мы подошли к такой черте, когда оно уже не отвечает потребностям детей. Стоит присмотреться к опыту столетней давности...

Важнейшая черта «нового краеведения» – социальная активность. Сегодня основной запрос детей, особенно подростков, – конкретные действия. Они хотят не пассивно наблюдать, а заниматься полезной деятельностью. И очень важно, чтобы дети воспринимали свою деятельность как часть культурного потока. Чтобы они понимали, что здесь, в этом месте, кто-то жил до них, и кто-то будет жить после.

Н. Ш.: – Я бы сказала так: задача «нового краеведения» – воспитывать по крайней мере неравнодушного горожанина.


– В последнее время педагоги сетуют, что курс «История и культура Петербурга», за который столько бились в начале 1990-х годов, уходит из учебного процесса. Что происходит?

Н. Ш.: – С 2010 года поменялись образовательные стандарты, а следовательно – и учебные планы. Все предметы делятся теперь на две группы – «федеральные», обязательные к преподаванию по всей стране в одинаковом объеме, и «школьные», которые выбирает по своему усмотрению администрация конкретного образовательного учреждения.

«История и культура Санкт-Петербурга» – это предмет по выбору. Если не хватает часов на какие-то предметы, особенно в специализированных школах, то чем-то приходится жертвовать. Опять-таки на усмотрение самих школ. И зачастую страдает именно этот курс. Во многих школах его преподавали раньше системно с 5-го по 9-й класс, теперь он остается только в тех классах, где есть свободные часы...

Е. К.: – Кстати, в Москве несколько лет назад из школ вообще изъяли москвоведение, которое было там введено, как и у нас, в начале 1990-х годов. Когда московские педагоги бывают у нас, всегда спрашивают: «У вас еще есть петербурговедение? Какие вы молодцы, держитесь!».

Тем не менее для нас вполне очевидно, что в привычном виде курс петербурговедения, просуществовавший почти четверть века, не вызывает у школьников такого интереса, как прежде. Дети воспринимают его зачастую просто как «еще одну историю».

Мы прекрасно понимаем: меняется время – и вместе с ним общество, школа и сами дети. Значит, и в нашем учебном курсе мы должны что-то менять, иначе есть опасность потерять его совсем.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 051 (5668) от 25.03.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.

Февральская революция. Точка невозврата
01 Марта 2017

Февральская революция. Точка невозврата

Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская револ...