Коттеджи на плацдарме

Невская Дубровка, расположенная на правом берегу Невы, – место поистине святое. Здесь формировались войска, уходившие на другую сторону реки – на Невский пятачок. Огневой бой шел через Неву, вражеская артиллерия покрывала расстояние до семи километров в глубь нашей территории. Недаром путь, который вел к Дубровке, называли «дорогой смерти»...

Коттеджи на плацдарме | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

На первый взгляд, память защитников Отечества сегодня тут чтут. К 70-летию Победы установили новый памятник на воинском мемориале у въезда в поселок. Воздвигли часовню на берегу Невы. Однако в то же время прямо на местах массовой гибели наших бойцов возводится коттеджный поселок. Уместна ли подобная стройка?

Один из старожилов Невской Дубровки Борис Мадорский живет здесь еще с 1950-х годов.

– До конца 1960-х годов вокруг поселка практически каждый год военные занимались разминированием. И все равно местные ребята постоянно подрывались – боеприпасов вокруг было огромное количество, – вспоминает Борис Михайлович.

Вместе с Борисом Мадорским и Вадимом Мазуриным, отец которого двадцать лет, до середины 1990-х годов, был председателем местного совета ветеранов, мы совершаем краткий объезд поселка. Первый пункт – Дубровский комбинат на берегу Невы. Здесь еще со времен войны остались руины бумажной фабрики. К 70-летию Победы на них наконец установили мемориальную доску.

Невская Дубровка поражает контрастами. Главная улица, ведущая к не так давно воздвигнутому храму, блещет чистотой и ухоженностью. Кстати, храм построили на месте дома культуры, сгоревшего в 1990-х годах. А вокруг храма – парк имени 330-го стрелкового полка 86-й стрелковой дивизии. В апреле 1942-го он героически прикрывал отход наших сил с Невского пятачка и почти полностью погиб. Парк заложили местные жители и ветераны еще в 1967 году. Теперь он зарос, часть его и вовсе отрезали под новое строительство. Одичал и еще один парк, заложенный ветеранами в устье реки Дубровки...

От довоенного поселка не осталось практически ничего: он был полностью сметен войной. А деревянные дома, построенные тут в 1950-х годах, теперь разбирают по причине ветхости. Жильцов переселяют в новые дома, которых в поселке тоже немало.

– Жилья строится много, а работы мало, – разводит руками Мадорский. – А еще беда в том, что значительное число жителей, к сожалению, слабо представляют, в каком месте они находятся.

Мы отправляемся туда, где строится коттеджный поселок «Новая Дубровка». Согласно планам, там будут детский сад, магазины, аптека, торгово-развлекательный и спортивный комплексы, даже гостиничный комплекс, ресторан с панорамным видом на Неву... Речь идет о территории в 52 гектара на правом берегу Невы, где планируется строительство малоэтажного комплекса на 350 домов. Однако почему-то на сайте «Новой Дубровки» нет ни слова о том, что поселок расположен на том самом месте, которое во время войны было «полосой смерти».

– Прежде эта земля находилась в ведении Министерства обороны, и в конце 1980-х годов мой отец добился, чтобы в штабе Ленинградского военного округа приняли решение создавать здесь мемориальную зону, как на Невском пятачке, – рассказывает Вадим Мазурин. – На протяжении почти километра предполагалось восстановить первую линию обороны вдоль берега Невы. Со всеми изгибами траншеи, со стрелковыми ячейками, с ходами сообщений. Но затем сменилось руководство округа, и проект остался на бумаге.

Сейчас уже построена первая очередь коттеджного поселка – 12 домов. Новенькие, аккуратные, правда, все пустуют. По высокому берегу вдоль Невы проложили красивую прогулочную дорожку, выложенную тротуарной плиткой. Красота, да и только! Если бы не знать, что устроили этот променад поверх той самой первой линии траншеи...

– Я прекрасно помню, как выглядели эти места еще в 1950-х и 1960-х годах, – говорит Борис Мадорский. – Все было изрезано окопами, ходами сообщения, следами землянок, воронками. А теперь... До начала строительства коттеджей сюда, на это место памяти и скорби, навалили огромное количество мусора, устроили свалку. И никто теперь уже не знает, сколько безвестных бойцов там осталось лежать. Ведь одна только 45-я стрелковая дивизия оставила семь могил по 25 человек в каждой, и эти захоронения по большей части никуда не были перенесены.

Недавно стало известно, что в Нев-ской Дубровке будет базироваться центр воспитания допризывной молодежи «Патриот». Уже и здание для центра подобрали – помещения бывшего детского дома, расформированного еще в 2009 году.

– Какое тут может быть воспитание, когда поле ратной славы застраивается коттеджами? – говорит Мадорский. – Как и чему теперь здесь можно воспитывать?! Разве только беспамятству... Поймите вы простую истину: нельзя жить на том месте, где погибли тысячи защитников Отечества. Ни у кого же не возникает мысли построить коттеджи на Бородинском или на Прохоровском поле?

– Борис Михайлович, – спрашиваю, – много в Невской Дубровке таких, как вы, возмутителей спокойствия?

– Никакие мы не возмутители! Нас поддерживают не только ветераны, блокадники, родственники погибших здесь, но и областная общественная палата, обратившаяся к президенту страны. Возмутители – это те, кто готов на все в погоне за прибылью. А мы исполнители гражданского долга.


КСТАТИ

Недавно областной комитет по культуре издал приказ о включении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия «достопримечательного места регионального значения «Плацдарм советских войск в битве за снятие блокады Ленинграда «Невский пятачок» – «Невская Дубровка», 1941 – 1943 гг.». Таковым статусом обладают сегодня и Бородинское, и Куликово, и Прохоровское поле. По закону, строительство в пределах «достоместа» возможно только в пределах историко-культурного назначения.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 130 (5503) от 20.07.2015.


Комментарии