Короткая жизнь пограничного вокзала

«На границе с Финляндией 12 декабря открыт только что построенный вокзал. Строгий, но в то же время и ласкающий глаз архитектурный стиль, спокойный, но в то же время и могущественный, вполне отображающий величие великой страны».

Короткая жизнь пограничного вокзала | Новый вокзал в пограничном Белоострове был призван показать мощь и величие Советского Союза. Фото 1934 г.

Новый вокзал в пограничном Белоострове был призван показать мощь и величие Советского Союза. Фото 1934 г.

Так писала почти восемьдесят лет назад, 14 декабря 1934 года, газета «Сталинец» об открытии нового железнодорожного вокзала в Белоострове. Первоначально оно намечалось на 3 декабря, но 1-го в Смольном был убит С. М. Киров, и торжество пришлось перенести.

Белоостров долгие годы воспринимался как пограничный пункт между Россией и Финляндией. Когда-то у ничем не примечательного деревянного вокзала Белоострова останавливались поезда не только для того, чтобы дать возможность пассажирам выпить рюмку водки в буфете, но и для тщательного досмотра багажа, поезда и самого паровоза.

Однако с постоянным увеличением количества поездов потребовался новый транспортный узел. Он начал создаваться еще перед Первой мировой войной на территории Финляндии всего в одном километре от моста через реку Сестру. Возникла новая станция Раяйоки (так финны называли Сестру, дословно – пограничная река). К концу 1917 года, как раз к получению Финляндией независимости, здесь по проекту архитектора Б. Гранхольма построили каменный вокзал. Он значительно превышал по размерам предыдущие вокзалы, построенные Гранхольмом в Озерках, Шувалове, Парголове.

После приобретения Финляндией независимости Белоостров стал полноценным пограничным пунктом. С финской стороны стоял внушительный вокзал на станции Раяйоки, и, видимо, именно его присутствие побудило советское правительство задуматься о том, что на нашей стороне должен находиться адекватный ответ. Существовавший очень скромный деревянный вокзал в Белоострове не соответствовал представлению о «северных воротах» в Советский Союз.

По мнению идеологов строительства вокзала (а одним из инициаторов был сам Киров), требовалось, чтобы он «...не только представлял собой архитектурно-художественное сооружение, но и показывал проезжающим рост, развитие и особенности района, рассказывал о крупнейших исторических и революционных событиях, происшедших в данной местности».

Проектирование вокзала поручили архитектору Андрею Степановичу Воробьеву. По воспоминаниям старожилов Белоострова, вокзал был очень красивый, двухэтажный, с мраморной облицовкой. На первом этаже находились билетные кассы, буфет и киоски с мороженым, газированной водой и газетами, на втором – ресторан.

Идеологически все сделали правильно: первое, что бросалось в глаза пассажирам подходившего из Финляндии поезда, был высеченный в камне огромный герб Советского Союза, украшавший угол здания. Главный вход вокзала и фриз украсили барельефами (авторы – известные скульпторы Н. В. Томский и М. Ф. Бабурин), рисующими счастливую жизнь советского народа и развитие промышленности СССР.

Разумеется, все, что находилось вблизи государственной границы, было основательно засекречено, поэтому изображений грандиозного вокзала в Белоострове крайне мало. И совершенно не известно, когда он был разрушен. Возможно, это произошло уже в 1941 году во время наступления финских частей на Сестрорецк и Белоостров. В вокзал могли попасть и финские, и советские снаряды. Известно, что островной форт «Первомайский» («Тотлебен»), находящийся всего в четырех километрах от Сестрорецка, активно поддерживал огнем своей артиллерии действия нашей 23-й армии.

Известный писатель Павел Лукницкий, а в те годы – военный корреспондент, писал, как 20 сентября 1941 года советские танки атаковали занятый финнами Белоостров: «Танки с исходного положения вышли в 6 ч 17 мин. (к Белоострову) двигаясь кильватерной колонной. Наши части, ворвавшись в Белоостров, вели бой на улицах. В полном одиночестве, хлюпая по лужам, я добрался до разрушенного, прогорелого Белоостровского вокзала».

А уже в 1944-м после освобождения Белоострова Лукницкий писал: «Несуществующий Белоостров: из руин его домов и фундаментов давно сделаны дзоты, доты, блиндажи... Только от вокзала остались куски, по которым можно представить себе прежние формы здания».

К началу 1950-х годов пленные немцы окончательно разобрали то, что осталось от вокзала, «отображавшего величие великой страны». Его vis-a-vis – вокзал на станции Раяйоки – также был разрушен в годы войны. И весной 1954 года началось строительство нового типового здания белоостровского вокзала, открытого в ноябре 1955 года. Постепенно о грандиозном вокзале в Белоострове забыли. Вернуть его из забвения помогли местные краеведы, активно занимающиеся изучением этого сюжета.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (5365) от 19.12.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».