Короткая жизнь пограничного вокзала
«На границе с Финляндией 12 декабря открыт только что построенный вокзал. Строгий, но в то же время и ласкающий глаз архитектурный стиль, спокойный, но в то же время и могущественный, вполне отображающий величие великой страны».

Новый вокзал в пограничном Белоострове был призван показать мощь и величие Советского Союза. Фото 1934 г.
Так писала почти восемьдесят лет назад, 14 декабря 1934 года, газета «Сталинец» об открытии нового железнодорожного вокзала в Белоострове. Первоначально оно намечалось на 3 декабря, но 1-го в Смольном был убит С. М. Киров, и торжество пришлось перенести.
Белоостров долгие годы воспринимался как пограничный пункт между Россией и Финляндией. Когда-то у ничем не примечательного деревянного вокзала Белоострова останавливались поезда не только для того, чтобы дать возможность пассажирам выпить рюмку водки в буфете, но и для тщательного досмотра багажа, поезда и самого паровоза.
Однако с постоянным увеличением количества поездов потребовался новый транспортный узел. Он начал создаваться еще перед Первой мировой войной на территории Финляндии всего в одном километре от моста через реку Сестру. Возникла новая станция Раяйоки (так финны называли Сестру, дословно – пограничная река). К концу 1917 года, как раз к получению Финляндией независимости, здесь по проекту архитектора Б. Гранхольма построили каменный вокзал. Он значительно превышал по размерам предыдущие вокзалы, построенные Гранхольмом в Озерках, Шувалове, Парголове.
После приобретения Финляндией независимости Белоостров стал полноценным пограничным пунктом. С финской стороны стоял внушительный вокзал на станции Раяйоки, и, видимо, именно его присутствие побудило советское правительство задуматься о том, что на нашей стороне должен находиться адекватный ответ. Существовавший очень скромный деревянный вокзал в Белоострове не соответствовал представлению о «северных воротах» в Советский Союз.
По мнению идеологов строительства вокзала (а одним из инициаторов был сам Киров), требовалось, чтобы он «...не только представлял собой архитектурно-художественное сооружение, но и показывал проезжающим рост, развитие и особенности района, рассказывал о крупнейших исторических и революционных событиях, происшедших в данной местности».
Проектирование вокзала поручили архитектору Андрею Степановичу Воробьеву. По воспоминаниям старожилов Белоострова, вокзал был очень красивый, двухэтажный, с мраморной облицовкой. На первом этаже находились билетные кассы, буфет и киоски с мороженым, газированной водой и газетами, на втором – ресторан.
Идеологически все сделали правильно: первое, что бросалось в глаза пассажирам подходившего из Финляндии поезда, был высеченный в камне огромный герб Советского Союза, украшавший угол здания. Главный вход вокзала и фриз украсили барельефами (авторы – известные скульпторы Н. В. Томский и М. Ф. Бабурин), рисующими счастливую жизнь советского народа и развитие промышленности СССР.
Разумеется, все, что находилось вблизи государственной границы, было основательно засекречено, поэтому изображений грандиозного вокзала в Белоострове крайне мало. И совершенно не известно, когда он был разрушен. Возможно, это произошло уже в 1941 году во время наступления финских частей на Сестрорецк и Белоостров. В вокзал могли попасть и финские, и советские снаряды. Известно, что островной форт «Первомайский» («Тотлебен»), находящийся всего в четырех километрах от Сестрорецка, активно поддерживал огнем своей артиллерии действия нашей 23-й армии.
Известный писатель Павел Лукницкий, а в те годы – военный корреспондент, писал, как 20 сентября 1941 года советские танки атаковали занятый финнами Белоостров: «Танки с исходного положения вышли в 6 ч 17 мин. (к Белоострову) двигаясь кильватерной колонной. Наши части, ворвавшись в Белоостров, вели бой на улицах. В полном одиночестве, хлюпая по лужам, я добрался до разрушенного, прогорелого Белоостровского вокзала».
А уже в 1944-м после освобождения Белоострова Лукницкий писал: «Несуществующий Белоостров: из руин его домов и фундаментов давно сделаны дзоты, доты, блиндажи... Только от вокзала остались куски, по которым можно представить себе прежние формы здания».
К началу 1950-х годов пленные немцы окончательно разобрали то, что осталось от вокзала, «отображавшего величие великой страны». Его vis-a-vis – вокзал на станции Раяйоки – также был разрушен в годы войны. И весной 1954 года началось строительство нового типового здания белоостровского вокзала, открытого в ноябре 1955 года. Постепенно о грандиозном вокзале в Белоострове забыли. Вернуть его из забвения помогли местные краеведы, активно занимающиеся изучением этого сюжета.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (5365) от 19.12.2014.
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии