Коридор вдоль Ладоги

7 февраля 1943 года к пятой платформе Финляндского вокзала подошел состав с продовольствием. Железнодорожное сообщение с Ленинградом, совсем недавно вырвавшимся из кольца блокады, наконец-то было восстановлено. Переоценить значение этого события просто невозможно: один состав перевозил столько же, сколько тысяча грузовиков-полуторок.

Коридор вдоль Ладоги | Первый поезд с Большой земли доставил в Ленинград продовольствие из Челябинска. ФОТО из ЦГАКФФД СПб

Первый поезд с Большой земли доставил в Ленинград продовольствие из Челябинска. ФОТО из ЦГАКФФД СПб

Казалось бы, факт хорошо известный. И в то же время всякий раз, обращаясь к нему, не перестаешь удивляться: как это было возможно? Сегодня тот путь называют Дорогой Победы, однако железнодорожники называли его иначе - «коридор смерти», ведь он насквозь простреливался немцами, стоявшими на Синявинских высотах. Тем не менее магистраль работала постоянно.

Журналист Павел Лукницкий, в военную пору корреспондент ТАСС, в своих записных книжках отмечал: он пытался договориться с железнодорожниками о том, чтобы обязательно встретить этот поезд еще до его прибытия в Ленинград. Например, во Мге. Но она еще в руках немцев: каким же образом доберется поезд из Волховстроя в Ленинград? А когда Лукницкий узнал, что для нового маршрута всего чуть больше чем за две недели уложили 33 километра пути (Поляны - Шлиссельбург), вырубая леса, засыпая болота; возвели двадцать мостов, в том числе низководную переправу через Неву длиной 1300 метров, он не мог сдержать слов восхищения.

«Да будет благословен тот день, который приведет в Ленинград первый поезд, - писал Павел Лукницкий. - Этот поезд должен быть украшен цветами! Поездную бригаду его должно чествовать все население города! Этот день придет! Он не может не прийти. Мы много, мы долго, мы честно, мы героически ждем его! И мы - те, кто останется в живых, - мы, ленинградцы, дождемся его!».

- Даже сегодня, при современном развитии железнодорожной техники, трудно представить себе, как подобное можно было сделать, тем более в тех условиях, под носом у врага! - восклицает председатель Совета ветеранов Октябрьской железной дороги Павел Марков.

И уточняет: тот самый первый поезд вышел из Волховстроя 5 февраля, без особых происшествий прибыл в Ленинград, но не сразу на Финляндский вокзал. Там еще готовили торжественную встречу. А поезд поставили в отстой, причем существуют разные версии где: на станциях Ланская, Старая Деревня или Кушелевка.

- В Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, - рассказала его директор Оксана Морозан, - хранится 31 фотография, запечатлевшая прибытие этого поезда в Ленинград и отправление в тот же день первого поезда из нашего города на Большую землю.

На Финляндском вокзале работали четыре фотокорреспондента: Александр Бродский (отец будущего поэта, лауреата Нобелевской премии), Владимир Капустин, Михаил Трахман и Давид Трахтенберг. Одни фотографии сегодня хрестоматийно известны, другие не очень. Например, почти не публиковались снимки, запечатлевшие митинг на вокзале - его снимали Бродский и Трахман. Бросаются в глаза огромные портреты вождей - Молотова, Калинина, Жданова... Есть кадр из Волховстроя - прибытие туда первого поезда из уже «полублокадного» Ленинграда.

По словам Морозан, фотографии военного времени составляют предмет особой ценности и гордости архива, поэтому они стали первыми документами, которые в свое время оцифровали и сделали доступными широкой публике на интернет-портале. А вот с аннотациями к этим снимкам зачастую проблема, поскольку подписи делались самими фотографами, на ходу, и они не всегда исчерпывающе полны. Поэтому архив будет благодарен музейщикам, а также просто горожанам за уточнение аннотаций. Возможно, кто-то узнает на снимках своих родственников?..

Уже к концу мая 1943-го в Ленинград стало приходить до 35 поездов в сутки. Работала Дорога Победы и еще некоторое время после того, как блокада была полностью снята, - до 10 марта 1944 года, пока полностью не восстановили сообщение через Мгу.

Мой давний хороший знакомый житель блокадного Ленинграда Эдгар Прокофьев, в декабре минувшего года отметивший 90-летний юбилей, рассказывал мне о том, как возвращался по «коридору смерти» в Ленинград из эвакуации, в которой находился с лета 1942-го.

- В декабре 1943 года я завербовался в Ленинградское ремесленное училище, так что прощай, Ярославщина, - вспоминает Эдгар Рихардович. - Мы ехали по железной дороге вдоль Ладожского озера. Четыре окна в вагоне-телятнике. Подрались за место, чтобы посмотреть, откуда в нас полетит вражеский снаряд. Ехали ночью и удивлялись, почему нас не обстреливают. И не брали в расчет, что немцы - люди пунктуальные, они отметили Рождество и не хотят пропустить Новый год. И прибыли мы на единственный тогда «живой» вокзал города - Финляндский. Было это 1 января 1944 года...

P. S. В субботу, 10 февраля, на Финляндском вокзале состоится реконструкция событий 75-летней давности. К полудню все желающие смогут увидеть прибытие ретропоезда, который будет состоять из паровоза времен войны, теплушек и пассажирских вагонов. Примерно такого, как это было и 7 февраля 1943 года. Вагоны - из коллекции Музея железных дорог России на Балтийском вокзале. Сопровождать поезд будет молодежь в форме военных лет.

#Ж/Д сообщение #блокада #продовольствие

Комментарии