Контрафактный Пушкин

В письме Александра Сергеевича Пушкина московскому приятелю С. А. Соболевскому в декабре 1827 года мы находим немного странную, «с французским прононсом» в первой ее половине, фразу: «Что ты ольдекопничаешь и воейковствуешь, перепечатывая нас...». С Воейковым, известным стихотворцем и издателем, все ясно. Сей субъект от литературы немало запятнал себя изданием стихов с опечатками и без спросу их настоящих авторов. Но что означает слово «ольдекопствовать»?

 Контрафактный Пушкин | ФОТО Tequiero/shutterstock.com

ФОТО Tequiero/shutterstock.com

Тщетно стали бы мы искать, из какого европейского языка поэт позаимствовал это экзотическое словечко. На самом деле оно восходит к известной остзейской фамилии. С тех пор когда прибалтийские земли отошли к Российской империи, многие представители этого рода верой и правдой служили новому отечеству. Портрет одного из них, участника Наполеоновских войн генерала Карла Федоровича Ольдекопа, даже висит в Галерее Отечественной войны 1812 года в Зимнем дворце.

Но Пушкин держал в уме совсем другого носителя упомянутой фамилии – весьма заметного в петербургском обществе того времени. Уроженец города Риги Евстафий Иванович Ольдекоп (1782 – 1844) закончил образование в Московском университете, где начинал учиться сначала на медицинском факультете, а потом перешел на филологический, избрав своей специальностью новые языки. Потом преподавал в Архангельском городском лютеранском училище.

В Петербург Ольдекоп с семьей переезжает в 1815 году, где поначалу открывает частную школу, но вскоре, передав ее компаньону, переключается на издательское дело. Здесь он приобретает известность прежде всего как издатель словарей и разговорников – с русского на немецкий и французский и обратно, а также другой учебной литературы. Ему принадлежало множество переводов с русского на немецкий. Он был издателем еженедельника St.-Petersburgische Zeitschrift на немецком языке, а с 1838 года стал редактировать газету St.-Petersburg Zautung (немецкоязычный аналог «Санкт-Петербургских ведомостей»), финансируемую по личному ходатайству ее редактора из средств русского правительства.

Успешно продвигалась и его карьера чиновника. Почти сразу по приезде в столицу Ольдекоп поступил на службу в тогдашнее Министерство полиции (оно существовало в 1811 – 1819 годах) на должность цензора. Лет через десять эта сфера перешла в ведение Министерства внутренних дел, и он получил место секретаря отдела иностранной цензуры. А еще года через два Ольдекоп был уже в театральной цензуре, стал завзятым театралом и меломаном. Вот с этим-то оборотистым дельцом-просветителем и пришлось однажды столкнуться Пушкину в качестве пострадавшей стороны.

В 1824 году Евстафий Ольдекоп без разрешения Пушкина переиздал его поэму «Кавказский пленник», имевшую успех у читателей. Двумя годами раньше стараниями Гнедича вышло ее первое издание, причем тот издал произведение Пушкина весьма выгодно для себя в финансовом отношении, заплатив автору 500 рублей и выделив ему всего один бесплатный авторский экземпляр.

Тираж 1200 экземпляров разошелся за два года. Пушкин хлопотал о повторном издании в надежде поправить свое финансовое положение, прося брата Левушку сторговаться на двух тысячах рублей гонорара. Однако Ольдекоп подсуетился быстрее, издав «Кавказского пленника» «в свой карман» оригинальным способом – с двумя параллельными текстами на русском и немецком (в переводе некоего А. Вульферта).

О контрафактном издании своего детища поэт узнал в Одессе, где находился в служебной командировке (фактически в ссылке), состоя на службе в ведомстве Коллегии иностранных дел, и был чрезвычайно возмущен. Выход в свет пиратского издания поэмы лишил его чаяний на дивиденды за счет ее повторного тиражирования, поскольку издатели не торопились браться за «Пленника» еще раз.

Попытка с помощью друзей изъять в обеих столицах книжную двуязычную новинку из продажи и возместить материальные потери за счет прибыли издателя и книгопродавцев не увенчалась успехом. Не удалось добиться правды и в Цензурном комитете, куда от имени сына обратился отец поэта Сергей Львович Пушкин.

Формально в удовлетворении прошения отказали из-за того, что ни сам автор, ни его отец не запретили использовать поэму как-то иначе. К тому же в старом Цензурном уставе образца 1804 года не были прописаны и санкции за такого рода хищения литературной собственности. (Новый устав, содержащий правовые нормы по этой части охраны прав литераторов, будет разработан и обнародован только в 1828 году.)

Только и оставалось Александру Сергеевичу, что в письме другу поэту князю Петру Вяземскому высказать свое резкое: «Ольдекоп, мать его в рифму; надоел! плюнем на него и квит».

Между тем имена Пушкина и Ольдекопа еще не раз оказывались рядом в истории отечественной литературы. Последний, будучи цензором, в январе 1832 года скрепил своей подписью разрешение на представление в казенном театре пьесы поэта «Моцарт и Сальери». А 19 февраля того же года автор и чиновник от цензуры могли познакомиться друг с другом лично, оказавшись в числе других лиц за общим столом на знаменитом обеде литераторов у книготорговца и издателя А. Ф. Смирдина по случаю открытия его книжной лавки по новому адресу на Невском проспекте...

К числу мистических совпадений отметим и такой штрих. 27 января 1837 года, в день трагической дуэли поэта с Дантесом, Ольдекоп поставил свою визу (разрешение) для представления в казенном театре маленькой трагедии поэта «Скупой рыцарь».

И последнее. Пушкин и Ольдекоп изображены на картине Григория Чернецова «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге». Оба – в числе зрителей смотра столичной гвардии. Пушкин стоит рядом с Жуковским, Гнедичем и Крыловым на переднем плане живописного рельефа в правой части масштабного полотна, а Евстафий Ольдекоп изображен еще правее этой группы чуть в глубине. Среди «своих», театральных...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 090 (5463) от 22.05.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.

Февральская революция. Точка невозврата
01 Марта 2017

Февральская революция. Точка невозврата

Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская револ...