Конспиративное бритье

В Музее-квартире Аллилуевых на 10-й Советской, 17 (филиал историко-мемориального музея «Смольный»), хранится удивительный экспонат. На первый взгляд, обычная клинковая бритва с открытым лезвием в коричневом футляре. Между тем именно этот предмет мужского туалета когда-то спас вождя мирового пролетариата от неминуемого ареста...

 Конспиративное бритье | Даже самый обыденный предмет может со временем стать исторической реликвией.ФОТО предоставил историко-мемориальный музей «Смольный»

Даже самый обыденный предмет может со временем стать исторической реликвией.ФОТО предоставил историко-мемориальный музей «Смольный»

Июль 1917 года, Петроград... В городе происходят антиправительственные демонстрации солдат, рабочих и матросов. Временное правительство вызывает в столицу войска с фронта, чтобы навести порядок. Военные быстро устанавливают контроль над городом. Типография и редакция большевистской газеты «Правда» были разгромлены, Лев Каменев, Анатолий Луначарский, Федор Раскольников и многие другие деятели партии большевиков арестованы.

А вот Ленину удалось скрыться... На основании данных контрразведки лидера большевиков обвинили в шпионаже и государственной измене, был выдан ордер на его арест. Убежище Ленин нашел в квартире рабочего Сергея Аллилуева на 10-й Рождественской (ныне Советской) улице. Это было 7 июля 1917 года. А уже спустя три дня Ильич покинул квартиру и уехал в Разлив, но перед этим изменил свой облик...

Вот как описывал Сергей Аллилуев в своих воспоминаниях июльский вечер 1917 года: «В воскресенье временные обитатели моей квартиры с утра стали приготовляться к опасной экскурсии – переходу по заранее намеченному пути к финляндской границе. В. И. (Владимир Ильич. – В. Т.) сбрил себе бороду, подстриг усы и волосы на голове. Его примеру последовал и т. Зиновьев и тоже подстриг свою курчавую шевелюру...».

Бритву, с помощью которой большевики меняли свою внешность, Сергей Аллилуев позаимствовал у Ивана Федоренко – младшего брата своей супруги Ольги. Дочь Сергея Аллилуева Анна вспоминала, что молодой дядя Ваня был очень близок их семье еще со времен жизни на Кавказе. Вместе с Сергеем Аллилуевым он работал в железнодорожных ремонтных мастерских, а в свободное от работы время исполнял поручения подпольных кружков...

После парикмахерских процедур последовало переодевание. Аллилуев где-то достал пару косовороток и пару кепок, отдал Ленину свое пальто. Как писал позже Сергей Яковлевич, «в этом рыжего цвета пальто и серой кепке, без бороды и с подстриженными усами В. И. походил на финского крестьянина или на немца-колониста». Зиновьеву досталось пальто-клеш и кепка яркого пестрого рисунка.

Около девяти часов вечера в квартиру на 10-й Рождественской пришел Сталин – еще один старинный друг Аллилуева. Через пару часов они тронулись в опасный путь. Пешком на некотором расстоянии друг от друга они двигались по ночному Петрограду на Приморский вокзал, откуда планировали уехать на последнем поезде. Маскарад удался, полиция беглецов не опознала. Около вокзала они встретились с Емельяновым, которому было поручено переправить их в Сестрорецк, временно укрыть у себя, а затем помочь пересечь границу с Финляндией...

В 1938 году квартиру на 10-й Советской, где в неспокойные революционные годы проживала семья Аллилуевых, сделали мемориальной. Тогда Иван Евгеньевич Федоренко, хозяин «исторической» бритвы, передал ее в коллекцию музея, где она и хранится до сих пор.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 088 (5461) от 20.05.2015.


Комментарии