Конфликт фортификаторов. Что не поделили генерал-фельдмаршал Миних и архитектор Доменико Трезини?

В апреле 1722 года генерал-губернатор Петербургской губернии светлейший князь Александр Меншиков, будучи вместе с Петром I в Москве, получил письмо из Петербурга от «Полковника Фортификации Трезина». Иными словами — от архитектора и инженера Доменико Трезини. «Светлейший Князь Премилостивый Государь мой и патрон», — обращался он к Меншикову.

Конфликт фортификаторов. Что не поделили генерал-фельдмаршал Миних и архитектор Доменико Трезини? | Проект фигуры ангела на кресте шпиля колокольни Петропавловского собора, созданный Доменико Трезини, ныне хранится в РГАДА/Репродукция. ФОТО автора

Проект фигуры ангела на кресте шпиля колокольни Петропавловского собора, созданный Доменико Трезини, ныне хранится в РГАДА/Репродукция. ФОТО автора

В начале письма Трезини сообщал «Высококняжей Светлости» о застройке Васильевского острова. Еще в 1716 году Петр повелел тем, кто в Петербурге начал строить деревянное строение, не достраивать его, а «идти им строиться на Васильевском острову», где указал раздавать новые участки. В том же году здесь стали проводить работы по разбивке кварталов, которые в свою очередь разделяли на дворовые участки размером 10 на 30 саженей (20 на 60 метров).

Трезини с помощниками «розмеривал» территорию Васильевского острова. Намечая будущие улицы, на их месте ставили «вехи» — шесты, служащие указателями границ земельного участка. Тем самым выполняя данное Петром I указание «поставить вехи, где быть улицам». В те времена большую территорию острова занимал лес, а имеющаяся в нем просека впоследствии стала Большим проспектом. По плану Трезини, линии Васильевского острова прокладывали перпендикулярно этой просеке.

К письму Трезини, которое ныне хранится в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) в Москве, был приложен эскиз первого ангела на колокольне Петропавловского собора. Это единственный сохранившийся акварельный рисунок архитектора, дошедший до наших дней.

«И посылаем ныне рисунок Ангела, которой будет поставлен наверху кугеля (шара. — Ред.) на святой церкве Петра и Павла, по которому ныне делают из меди таким видом, толщиною будет на 4 дуйма», — сообщал Трезини Меншикову. Архитектор объяснил, почему не стоит делать скульптуру ангела круглой: «А, ежели делать весь по препорции круглую фигуру, то будет от ветров тягость и железо будет гнуть, на котором крест поставится». По его проекту, толщина фигуры была около десяти сантиметров.

В соответствии с практикой того времени по рисунку делали деревянную модель, по которой затем изготавливали медную. Судя по тексту письма, Трезини не согласовывал с Меншиковым проект ангела, а ставил губернатора в известность, каким будет его изображение, и сообщал, что в настоящее время по рисунку уже делают медную фигуру. Возможно, этот вопрос обсуждался еще до отъезда губернатора в Москву.

28 мая 1722 года Трезини обратился в Канцелярию городовых дел: «Надлежит мне делать из листовой меди ангела, летающего, которой будет поставлен на кугель шпица колокольни святой церкви Петра и Павла, которой будет держать в руках крест против зделанной модели и рисунку». В конце 1722 года Трезини отчитывался перед Меншиковым: «Ангел и кугель и крест, которые будут наверху шпица, ныне золотят».

Увы, большая часть чертежей Трезини после его смерти таинственно исчезла из Канцелярии от строений. Существует версия, что к этому имел прямое отношение граф генерал-фельдмаршал Христофор Миних, заказавший кражу (этим сюжетом занимался еще в 1980‑х годах краевед Юрий Голобоков). При Петре II в 1727 году он был назначен обер-директором фортификаций, то есть главой всех российских крепостей. Руководство сооружением Санкт-Петербургской крепости Миних практически взял в свои руки — в 1731 – 1732 годах он занимался разработкой ее окончательного проекта, и Трезини был вынужден ему подчиняться. Естественно, всю славу перестройки крепости Миниху хотелось присвоить себе, хотя он возводил каменные равелины, запроектированные еще при Петре.

Миних обвинял Трезини, много лет возглавлявшего работы по перестройке крепости в камне, в том, что тот крепость «так испортил»: «ни один бастион другому равен не кажется». Он имел в виду строительство неодинаковых, несимметричных бастионных укреплений. Однако даже справедливые замечания не оправдывали действий Миниха по отношению к Трезини. Современники, признавая профессионализм Миниха в военном искусстве и инженерном деле, отмечали его чрезмерное самолюбие и тщеславие, лицемерие, грубость в обращении с подчиненными.

В 1738 году с подачи Миниха было сфабриковано даже целое дело против Трезини, умершего еще в 1734 году: якобы архитектор на свои нужды использовал материалы, отпущенные на строительство крепости, причем на крупную сумму. Обвинения были лживыми и безосновательными. Трезини был честным человеком, что подтверждается доверием к нему Петра I и документами Канцелярии от строений. А дом, который зодчий возводил для себя, государь велел строить за государственный счет, поскольку первое жилище архитектора отдал графу Андрею Остерману…

Что же касается фигуры ангела с крестом, выполненной по проекту Трезини, то она погибла в огне пожара, когда в 1756 году в колокольню Петропавловского собора ударила молния. Второго ангела на вновь отстроенной колокольне установили в 1774 году. Его сделали похожим на первого, но ураган в 1777 году оторвал ему крылья и сильно погнул фигуру.

Чтобы сделать ее более устойчивой, решили изменить конструкцию ангела, сместив центр тяжести так, чтобы он совпадал с вертикалью шпиля. Вместо ангела, держащего на вытянутых руках крест и парящего параллельно земле, по проекту Антонио Ринальди в 1778 году установили третьего ангела, стоящего более вертикально и держащего крест. Современный ангел — четвертый по счету. Его установили в 1858 году при замене деревянного каркаса шпиля на металлический.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».


#история #конфликт #архитектор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 62 (7391) от 07.04.2023 под заголовком «Конфликт фортификаторов».


Комментарии