Кондуктор без свиты. Какой была железная дорога между Петербургом и Выборгом

Чуть больше полутора веков назад, в 1870 году, открылось железнодорожное сообщение между Петербургом и Выборгом. И если до этого дорога в ближайший город Финляндии (по почтовому тракту или пароходом) занимала как минимум сутки, то с этого времени Выборг стал едва ли не пригородом столицы. Какой же видели эту железную дорогу русские путешественники?

Кондуктор без свиты. Какой была железная дорога между Петербургом и Выборгом | Иллюстрация из газеты «Иллюстрированная неделя», 3 августа 1875 г.

Иллюстрация из газеты «Иллюстрированная неделя», 3 августа 1875 г.

Надо сказать, что они весьма охотно публиковали свои путевые заметки о Финляндии – как в прессе, так и отдельными изданиями. Для многих эта страна начиналась фактически еще на вокзале в Петербурге: столь непривычны и выигрышны были здешние железнодорожные порядки в сравнении с теми, что были приняты на дорогах империи.

«Было три четверти пятого, – отмечал обозреватель «Всемирной иллюстрации», – когда я подошел к кассе и взял билет 2-го класса из рук не кассира, а кассирши, справлявшейся с своим делом, конечно, гораздо лучше, чем большинство гг. кассиров общества российских железных дорог».

Пожалуй, более всего удивляло отечественных путешественников отсутствие избыточного персонала и чрезмерного контроля.

«Первое, что бросается в глаза на финляндской дороге, – писал публицист В. В. Марков на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей» в 1874 году, – это отсутствие семи нянек, которые, не смотря на пожираемое ими количество рублей из доходов дороги, только портят обыкновенно дело, вечно суетятся, делают вид, что решают судьбы всего человечества, а на самом деле лишь тунеядствуют, командуют публикой, да направляют против поезда поезд, к крайнему неудовольствию пассажиров, которые у этих семи нянек не только остаются зачастую без глаза, но и без рук, без ног и т. п.

Финляндская дорога распорядилась иначе: общество очень хорошо знало, что количество дела, работы всегда находятся в обратно пропорциональном отношении к количеству приставников, а потому и сократило таковых до нельзя».

Спустя полтора десятилетия правовед Григорий Джаншиев в своей книге путевых очерков «Среди баловней и пасынков природы» подтверждал: «По вагонам ходит один кондуктор. Его не сопровождают ни младшие чины, которых он контролирует, ни старшие, которые его контролируют. Но вот что любопытно: несмотря на отсутствие многочисленного контроля, вы не видите ни столь известной беготни и суматохи, ни еще более известной картины периодического сползания и выползания из-под скамейки, при приближении и удалении контроля».

Не меньше удивления вызывали чистота и аккуратность, свойственные даже вагонам 3-го класса. Тот же Джаншиев замечал: «Чистота такая, что дай Бог на других дорогах иметь ее в первых классах (я знаю дороги, на которых подушки первого класса пропитаны запахом ваксы)».

А побывавший в Выборге в 1877 году известный русский географ С. П. Меч в своей книге «Финляндия», отмечая и вежливость персонала, и чистоту, добавлял: «Поехали тоже не по-русски. Поезд идет быстро и ровно, с точностью хронометра приходит на станции, стоит на них ровно сколько назначено по расписанию и подходит к выборгской платформе как раз в тот момент, когда часы показывают 9 часов 50 минут. От Петербурга до Выборга 120 верст, - значит, мы проезжали более 30 верст в час: скорость которою нас балуют в остальной России далеко не все поезда».

Были, впрочем, у путешественников и поводы для досады: в первую очередь они касались необходимости проходить таможню и обменивать деньги. Однако эти обстоятельства не имели прямого отношения собственно к железной дороге, хотя и добавляли хлопот на вокзале и в пути.

Языковой барьер, непривычный облик попутчиков-финнов также иногда служили причиной дискомфорта и смешанных чувств, доходящих порой даже до ксенофобии, как это случилось с одним туристом из Воронежа, чьи впечатления от поездки были напечатаны в газете «Дон» в 1880 году.

«На станции «Терриоки» таможня очищает путешественника от всего русского, – возмущался путешественник. – До этой станции еще слышишь изредка русский яз., названия станций обозначены еще на русском яз., но после нее – везде финны, финны и финны... Их молчаливость и флегматичность, наконец, даже их, хотя и благозвучный, но варварский яз. – возбуждают какое-то смешанное чувство сожаления».

Подобные настроения едко высмеял в опубликованном в 1899 году газетой «Россия» пародийном фельетоне «Поездка русского патриота на финляндский водопад Иматру» В. Дорошевич: «Думал о чухонских тайных желаниях, как вдруг входит кондуктор, чухонская морда, и, в упор глядя на меня, говорит: – Усикирка! – На каком основании?! Оказалось, – название станции».

К началу XX века скорость в 30 верст уже не устраивала петербуржцев, и в газетах все чаще стали появляться жалобы на медлительность финских поездов и на сбои в расписании их движения. Отразилось это и в текстах фельетонов, посвященных поездкам в Суоми.

Да и вообще по мере того, как железные дороги все более становились обыденностью, путешественники переставали уделять им внимание в своих заметках. «Начало поездки, до Выборга, малоинтересно уже потому, что совершается самым рутинным железнодорожным способом», – отмечал в 1890 году в одном из писем К. Станиславский. А революция 1917 года и последовавшие за ней события и вовсе прервали традицию путевых очерков: заметки туристов сменились свидетельствами беженцев...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #железная дорога #путешествия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (6721) от 17.07.2020 под заголовком «Кондуктор без свиты».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».